«Новые передвижники»: миссия выполнима

Мария ИВАНОВА

18.11.2016

30 ноября в Большом зале Московской консерватории состоится гала-концерт, посвященный 25-летию Общенациональной художественно-просветительской программы «Новое передвижничество».

История «Нового передвижничества», подхватившего исконно российскую идею художественного просветительства, восходит к 1991 году. Первые русские передвижники в XIX веке отчетливо осознавали отдаленность, изолированность друг от друга региональных культурных центров, наличие на территории страны множества больших и малых городов, лишенных достойного культурного обеспечения, и крайне затрудненный доступ их жителей к ценностям искусства. Эти же проблемы обострились в веке двадцатом, на историческом переломе 90-х: тогда целые регионы погрузились в атмосферу абсолютного художественного и интеллектуального вакуума. Восстановить единое культурное пространство России, активизировать просветительскую жизнь, «преодолеть расстояния» — вот миссия, которую избрали «новые передвижники».

У истоков Программы стояли известные деятели отечественной культуры: доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий, народный артист РФ, председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Александр Соколов. Именно они стали лауреатами Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2003 года за эксклюзивный просветительский проект.

Уникальность «Нового передвижничества» — в его подлинно всероссийском масштабе, высочайшем исполнительском и педагогическом уровне участников и многообразии предлагаемых форм. Первые Академии музыки «Нового передвижничества» осуществлялись в виде грандиозных десантов, развертывавших мероприятия, охватывавшие все виды музыкального искусства в их наивысшем воплощении: симфонические и хоровые концерты, камерные программы, оперные постановки, мастер-классы и музыковедческие чтения профессоров московских и петербургских вузов, свежие произведения... География первого десятилетия — Красноярск, Пенза, Ростов-на-Дону, Самара, Краснодар, Ярославль, Казань, Саратов, Омск, Тольятти, Пермь. Затем список пополнился и малыми городами: Нижневартовск, Рыбинск, Сызрань, Похвистнево и Отрадный (Самарская обл.), Елабуга и Мамадыш (Татарстан)... Важнейшая подробность: по следам Академий музыки в регионах активизировалось внимание местных властей к высокому искусству — создавались новые коллективы, оживлялись инициативы по достройке и реконструкции концертных залов и театров, приобретались дорогостоящие концертные рояли.

В 2012-м проект «Новое передвижничество» вошел в Федеральную целевую программу «Культура России (2012–2018 гг.)». Это позволило расширить ареал деятельности, а также ее формат — Академии музыки превратились в Академии искусств. В зависимости от специфики региона предлагаются различные варианты: «Академия искусств», «Фестиваль музыки и театра», «Вернисаж искусств», «Творческие мастерские», «Семь школьных уроков музыки». Обязательное условие и особенность этих передвижных проектов — сочетание фестивальных акций (концертов, спектаклей, выставок) с образовательными (мастер-классами, лекциями, семинарами, творческими встречами).

Творческий пул «Нового передвижничества» — это самые известные российские исполнители и коллективы, а также  один из обязательных принципов Программы — яркие представители молодого поколения, лауреаты престижных международных конкурсов.

25 лет жизни «Нового передвижничества» — это более тысячи различных акций в 100 российских городах в диапазоне от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, от Архангельска до Кисловодска, в закрытых наукоградах системы «Росатома»; это партнерство с региональными министерствами и департаментами культуры, учебными заведениями и филармониями, театрами и выставочными центрами.

Реалии XXI века, и прежде всего подлинный коммуникативный взрыв, обилие информационных и технических возможностей, вносят свои коррективы в формы осуществления Программы, но основополагающим остается неизменное условие: необходимость живого общения с носителями искусства, соучастия в таинстве его рождения, диалога с представителями высокой Культуры.

Реализует программу «Новое передвижничество» Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности.