Ли Эгнью: «Nazareth использует традиции Роберта Бёрнса»

Георгий НАСТЕНКО

19.10.2016

25 октября в Москве состоится концерт легендарной группы Nazareth. В оригинальный состав 1968 года входили: вокалист Дэн Маккаферти, гитарист Мэнни Чарлтон, басист Пит Эгнью и барабанщик Дэрил Свит. Сегодня из первопроходцев зажигает лишь основатель квартета Эгнью. На протяжении последних семнадцати лет за ударными заводит публику его сын. Фанаты отнеслись к приходу Ли с прохладцей, но довольно скоро стали отдавать дань уважения мастеру. Эгнью-младший не только талантливый музыкант, но и поклонник здорового образа жизни. Именно с этой темы мы и начали наш разговор. 

культура: Англичане считают, что больше всех выпивают славяне и шотландцы. Согласны?
Эгнью: На британских островах, равно как и в остальной Европе, любителей алкоголя примерно одинаково. Возможно, некоторые люди любят смешивать фольклор и реальную жизнь. 

культура: Регулярные истории с нарушением режима среди рокеров — это ведь далеко не фольклор...
Эгнью: Ну о чем же еще писать в светской хронике. Не о музыке же (смеется). Я, к примеру, из спиртного предпочитаю сухое красное вино. Другие музыканты, судя по моим наблюдениям, больше налегают на пиво, чем на крепкие напитки.

культура: В свое время ходила байка, что Ваш знаменитый отец — сын русских эмигрантов. И его настоящее имя Петр Огнев. Просветите поклонников?  
Эгнью: Надеюсь, что папу ваши меломаны все-таки любят не за происхождение, а за успехи на профессиональном поприще. Если серьезно, то фамилия Эгнью в Шотландии довольно популярная. Многие известные вельможи, военачальники и политики разных эпох ее носили.

культура: Мы впервые встретились в рамках международного фестиваля «Арт-футбол-2014». Как и любой британец, Вы наверняка без ума от лучшей игры с мячом?
Эгнью: И тем не менее предпочитаю музыку (улыбается). Это наш гитарист Джимми Мюрисон заядлый болельщик и часто сам гоняет мяч. Когда играет команда Шотландии, к нему лучше не подходить. Впрочем, я тоже выхожу на поле и слежу за всем происходящим в мире спорта. Но до отца мне далеко. В юности Пит выступал за различные любительские клубы и вполне мог усилить сборную артистов на солидном турнире. Но в те годы подобных соревнований не проводили. К слову, среди музыкантов слава самых крутых футболистов у Deep Purple. 

культура: За какую команду болеете?
Эгнью: «Данфермлайн Атлетик». 

культура: Извините, не слышал о такой.
Эгнью: Она локальная — представляет наш родной город в Лиге 1. Добраться до шотландской премьеры не хватит ресурсов, но все жители страстно переживают за «Атлетик». Стадион вмещает 15 тысяч, треть от населения. И он никогда не пустует. 

культура: Мне всегда казалось, что каждый шотландец — фанат «Рейнджерса» или «Селтика». Любой поклонник футбола знает, что дерби «старой фирмы» — древнейшее в Европе. 
Эгнью: Если выбирать из двух грандов, то я за «Селтик». Не знаю, как другие музыканты из первого состава Nazareth, но мой папа всегда поддерживал «кельтов». Можно сказать, любовь к бело-зеленым цветам передалась мне по наследству. Кстати, в Шотландии за «Селтик» болеют католики, а за «Рейнджерс» — протестанты. Однако это деление скорее традиционно-семейное, а не только религиозное — оно сохраняется даже среди людей неверующих.

культура: Вы упомянули, что интересуетесь и иными видами спорта.
Эгнью: Интересом дело не ограничивается. В свое время выступал на соревнованиях по плаванию и бегал на лыжах.

культура: Шотландец-лыжник? Трудно поверить...
Эгнью: В детстве со мной занимался очень хороший тренер из Австрии. Так что при первой возможности с удовольствием встаю на лыжи. Могу кросс пробежать и с горки скатиться. А придя на пляж или в бассейн, не просто плескаюсь — делаю заплывы. Иногда в группе решаем, что будем по утрам бегать. Правда, это желание довольно быстро пропадает. Кстати, наш предыдущий вокалист Линтон Осборн усиленно тренировался и даже выступал на турнирах по кикбоксингу, причем в супертяжелом весе. 

культура: Nazareth себя ассоциирует исключительно с Шотландией? 
Эгнью: Мы в первую очередь горцы, а уже затем британцы. Да, поем в основном на английском языке, потому что на родном наши тексты не поймут в США, а тем более в России или Японии. К тому же и в самой Шотландии немногие люди хорошо знают свой исторический язык. Но при сочинении стихов мы подвержены традициям, носителями которых являются Роберт Бёрнс и остальные наши поэты.

культура: Британия на протяжении нескольких столетий могла похвастаться выдающимися писателями или учеными, но в плане музыки существовал огромный пробел. Чайковский, Бах, Верди рождались и творили в иных странах. И только полвека назад страна вышла из тени.
Эгнью: Музыку на островах любили всегда, в том числе и в Средние века. Другое дело, наши композиторы раньше не пользовались успехом за пределами англоязычных государств, особенно в симфоническом и оперном жанре. Ситуация поменялась, когда The Beatles, The Rolling Stones и прочие увлеклись американскими направлениями и вскоре в таланте и профессионализме превзошли учителей. А для земляков они стали примером и ориентиром. Кроме того, в 60–70-е годы янки достигли пика экономического могущества, и британцы получили хороший рынок сбыта для своей продукции.  

культура: Помимо барабана на каких еще инструментах играете?
Эгнью: На гитаре и пианино. Очень люблю классику — Баха, Моцарта, их произведения исполнял на фортепиано. Но к барабанам у меня больше душа лежит.

культура: На кого из коллег равняетесь? Или таких нет?
Эгнью: Ян Пейс. И не только потому, что он и все члены группы Deep Purple много лет дружны с отцом и другими основателями Nazareth. Это в самом деле великий мастер.

культура: По мнению некоторых специалистов, Пейс с середины 70-х перестал прогрессировать...
Эгнью: Он в двадцать лет умел делать то, что многим опытным виртуозам не под силу. Далеко не во всех композициях барабанщику можно и нужно проявлять в полной мере высокое искусство. Ян прекрасно взаимодействует с музыкантами группы, создавая тем самым единый звуковой ансамбль. Поэтому мнение подобных специалистов отношу к элементарной вкусовщине. Кроме того, с конца 70-х все больший интерес молодежи вызывали различные жанры поп-музыки, которые отвоевали часть приверженцев рок-групп. То есть у Deep Purple уменьшилось число поклонников, но уровень мастерства не понизился. Не сомневаюсь, что Пейс до сих пор среди лучших в своем деле.