Пой первым, Фредди!

05.09.2016

Денис БОЧАРОВ

Семьдесят лет назад, 5 сентября 1946 года, родился Фаррух Булсара, более известный всему миру как Фредди Меркьюри. Если и есть иное мнение относительно того, кто является наиболее выдающимся вокалистом в истории зарубежной поп-музыкальной культуры, то вариантов немного. Во всевозможных опросах и рейтингах, имеющих целью определить рок-певца № 1, харизматичному уроженцу Занзибара регулярно отдается пальма первенства. И это несмотря на то, что фронтмена группы Queen нет с нами уже четверть века.

«Я не собираюсь становиться рок-звездой — ​я буду легендой», — ​говорил в одном из своих ранних интервью еще мало кому известный худощавый юноша с экзотической азиатской внешностью и немного неестественно выдающимися вперед зубами. Действительно, поначалу мало кто мог заподозрить в Меркьюри (этот творческий псевдоним артист взял в 1972-м, когда Queen записывали дебютный альбом) звезду глобального масштаба. Нельзя сказать, что он стремительно ворвался в пантеон рок-идолов, мгновенно «поставив на уши» планету. Когда «квины» разродились первым лонгплеем, их лидер-вокалисту было без малого 27 — ​по тем временам возраст для музыканта солидный. И отнюдь не сразу Фредди открыл в себе потрясающие голосовые данные, равно как и феноменальный дар автора мелодий, впоследствии с упоением подхватываемых стадионами.

Подлинный звездный час пробил для нашего героя лишь на четвертом альбоме — ​пластинка Queen «A Night At The Opera», под завязку нашпигованная студийными ухищрениями, безукоризненно спродюсированная и исполненная едва ли не на пределе человеческих возможностей, раскрыла певческий и сочинительский талант Фредди Меркьюри полностью. Особенно ошарашила мир знаменитая «Bohemian Rhapsody» — ​выпущенная отдельным синглом уникальная (без преувеличения: аналогов у этой композиции нет) мини-опера в шести частях, содержащая порядка сотни различных вокальных наслоений, моментально взлетела на верхушку национального британского чарта, где оставалась на протяжении девяти недель. Перечислять заслуги, достижения и регалии этого шедевра можно долго — ​достаточно сказать, что в 2000-м по результатам интернационального опроса «Богемская рапсодия» была признана лучшей песней тысячелетия…

После оглушительного успеха альбома и сингла 1975-го карьера группы падений не знала — ​единственной относительно досадной осечкой можно считать пластинку 1982-го «Hot Space», созданную в экспериментальном фанковом ключе. Голос Меркьюри матерел год от года, обогащаясь новыми интонационными нюансами и филигранными пассажами. А такие произведения, как «Somebody To Love», «Good Old-Fashioned Lover Boy», «We Are The Champions», «Don’t Stop Me Now», «Play The Game», «Crazy Little Thing Called Love» неизменно красовались на самых высоких строчках мировых хит-парадов. За созданием всех этих композиций стояла фигура Фредди, хотя справедливости ради надо отметить, что в Queen статистов не было. Более того, коллектив остается единственным, где каждый из участников (это также гитарист Брайан Мэй, басист Джон Дикон и барабанщик Роджер Тейлор) является автором хита № 1.

Помимо вокального и авторского дарования необходимо отметить еще одну грань творческого гения Меркьюри, сыгравшую в успехе группы определяющую роль. По крайней мере это касается сценической составляющей деятельности «Королевы». Ведь как шоумен Фредди на протяжении долгих лет оставался для коллег-артистов на недосягаемой высоте. Только он мог непринужденно выйти на край сцены перед огромной аудиторией и, уверенно дирижируя, заставить ее петь слаженным многотысячным хором. Такие импровизированные уроки пения зафиксированы на многих аудио- и видеопленках, давно уже став неотъемлемой частью хрестоматии рок-н-ролла. И до сих пор от подобных эскапад кудесника-вокалиста — ​буквально мурашки по коже. Увидев однажды выступление Queen на сцене переполненного лондонского стадиона Wembley, вокалист The Rolling Stones Мик Джаггер, сам немало на своем веку повидавший, не без тени зависти заметил: «По-моему, эта сцена не так уж велика для Фредди Меркьюри».

Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье

Кульминацией творческого пути артиста стала его совместная работа с Монтсеррат Кабалье. До 1988 года, когда свет увидел альбом «Barcelona», подобных творческих альянсов мир музыки не знал. Несколько снисходительное отношение серьезных «академических» певцов к представителям поп-искусства хорошо известно. Тем ценнее то обстоятельство, что рок-исполнитель сумел заинтересовать знаменитую оперную диву. В результате появился один из любопытнейших проектов за всю историю…

Кроме многочисленных творческих заслуг, в солисте Queen неизменно подкупало чисто человеческое обаяние. Меркьюри, конечно, сложно считать примером для подражания — ​музыкант был подвержен некоторым порокам, не стеснял себя в крепких и порой даже сальных выражениях (чего стоит знаменитое «я всего лишь музыкальная проститутка, дорогуша»), жил на полную катушку и в целом был довольно инфантильной личностью. Но он всегда оставался предельно искренним, никогда не держал фигу в кармане и постоянно излучал доброжелательность. Очевидно, за это, а не только за выдающиеся песни и неподражаемый тембр люди продолжают относиться к Фредди с симпатией.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть