«Сегодняшние хиты живут пару недель»

Денис БОЧАРОВ

19.05.2016

Ни один разговор о легендарных советских ВИА не может считаться сколь-нибудь полным без упоминания группы «Земляне». Наш собеседник — недавно отметивший 60-летие вокалист, клавишник и аранжировщик Сергей СКАЧКОВ. Именно его голос звучит во всех главных хитах ансамбля. С которым, правда, музыканта, по его же собственному признанию, сегодня мало что связывает.

культура: «Землян», равно как и «Песняров», «Синих птиц» и прочих ВИА, сегодня как минимум больше одного. Такова реальность современного российского музыкального бизнеса. В чем отличие возглавляемого Вами коллектива?  
Скачков: Прежде всего в том, что не выступаю под брендом «Земляне». В Роспатенте решили, что я не должен данное наименование эксплуатировать. Поначалу меня это несколько напрягало, я мотался по судам лет шесть. Однако потом понял, что дергаться и переживать совершенно бессмысленно. 

Поэтому нынче работаю как Сергей Скачков, и количество других «землян» меня абсолютно не интересует. К тому же, подозреваю, мое имя так или иначе будет ассоциироваться с этим вокально-инструментальным ансамблем до конца моих дней. Часто езжу на гастроли и, к своему удовлетворению, отмечаю, что зрительский интерес к тем песням, в которых звучит мой голос, никуда не исчез. 

культура: Украшает ли этот самый голос, помимо всенародно известных хитов, какие-то новые произведения?
Скачков: У меня есть крепкая двухчасовая сольная программа. В нее включены как новые номера, принимаемые публикой довольно благожелательно, так и, разумеется, проверенные временем композиции — не играть их просто нельзя, народ не поймет. Плюс исполняю вещи, на которых училось и выросло мое поколение, то есть кавер-версии песен знаменитых западных коллективов. 

Конечно, хотелось бы свежим вещам уделять больше внимания, но, к сожалению, они никому особо не нужны. Чтобы люди оценили, надо их где-то показывать. А кроме интернета, другой возможности нет — у радио и телевидения сегодня несколько иные приоритеты. Впрочем, не могу сказать, что страдаю. У меня вышло достаточно сольных пластинок, в том числе совместная работа с, к сожалению ушедшим, Куртом Хауенштайном (лидер австрийского проекта Supermax. — «Культура»). 

культура: Каково это — ощущать себя шестидесятилетним рок-музыкантом в нашей стране?
Скачков: Пока, слава Богу, на удивление хорошо себя чувствую. По крайней мере в вокальном плане проблем нет. Более того, могу без ложной скромности сказать: наш коллектив предлагает одну из лучших живых концертных программ в России. Особенно в том, что касается исполнительского уровня. Инструменталисты, задействованные в моей группе, с профессиональной точки зрения выше всяких похвал. Мы задали довольно высокую планку, ниже которой опускаться уже непозволительно.

Конечно, играем не так часто, как раньше, но это объяснимо. Сейчас у людей денег немного — поэтому организовывать крупные кассовые концерты затруднительно. Но знаете, меня все устраивает. И даже в том, что количество выступлений сократилось, вижу только плюс — иначе мне это могло бы порядком надоесть. Я же стараюсь от всего получать удовольствие. 

культура: То обстоятельство, что Сергей Скачков более не является номинально «землянином», не мешает ему исполнять хиты этого ВИА? Никто не пытается предъявлять какие-либо претензии? 
Скачков: А с какой стати? Важно понимать, что в советский период — а именно тогда коллектив сделал имя — картина была предельно простая. Если композитор предложил песню, которую ты не только спел, но и придумал к ней аранжировку, — то пой на здоровье, это твое. Никакими бумагами ситуация не обременялась. Поэтому мне немного странно видеть и слышать, когда при живом оригинальном исполнителе перепевают канонические версии, причем отнюдь не всегда хорошо.      

культура: Почему в свое время Вы, как человек, певший 90 процентов репертуара «Землян», не вышли на передний план? Помнится, когда «Трава у дома» стала лауреатом «Песни-83», в роли фронтмена красовался Игорь Романов. Возможно, поэтому долгое время многие не догадывались, кто является истинным голосом группы... 
Скачков: Игорь всегда на концертах стоял впереди — так было принято. Я ведь играл на клавишных и, согласно неписаным правилам, должен был находиться несколько поодаль. По молодости не очень волновался, только потом начались проблемы. Однако сейчас и это недоразумение устранено — по крайней мере глупых вопросов «кто пел» не задают. Это всем давным-давно известно. 

культура: Вы по образованию математик-программист. В какой момент обнаружили тягу к музыке?
Скачков: Парадоксально, но получилось так, что поначалу эту самую тягу у меня отбили — еще в раннем возрасте, когда я восемь лет занимался фортепиано. Именно посему решил переключиться на различные технические вещи — увлекался моделизмом, «конструировал» колонки Marshall. Кстати, могу точно сказать, в Советском Союзе как минимум половина «маршалловских» колонок были самопальными — то есть сделанными мной. 

Ну а затем, с появлением таких коллективов, как Creedence, Led Zeppelin, Deep Purple и далее по списку, меня опять потащило в музыку. 

культура: Не секрет, сколь значительную роль в успехе «Землян» сыграл Владимир Мигуля. Как началось ваше сотрудничество?
Скачков: В 1981 году у него в коллективе работал Витя Кудрявцев, который, насколько я знаю, двух Владимиров — Мигулю и Киселева — и познакомил. Команда наша на тот момент была уже достаточно известная, имелся опыт сотрудничества с Марком Фрадкиным. И вот Володя решил попробовать с нами поработать — предложил песню «Каратэ». Наш вариант ему понравился, последовала еще пара композиций, а потом родились знаменитые «Трава у дома» и «Каскадеры»... 

Помимо того, что являлся превосходным мелодистом, Володя запомнился мне еще и прекрасным человеком — спокойным, воспитанным, интеллигентным. Общаться с ним было сплошным удовольствием. 

культура: Уместен ли вопрос о творческих планах, если он адресован участникам советских ВИА? Или ни о чем подобном речь уже не идет и музыкальная деятельность носит сугубо инерционный характер?  
Скачков: Задачи диктует время. Повторюсь, был бы рад возможности предлагать как можно больше свежего материала. Но его крайне сложно протолкнуть. Если вдруг что-то новенькое и промелькнет в эфире, то ненадолго. Раньше хиты гремели как минимум год-два. Сейчас, даже с учетом того, что вещицу регулярно крутят на многих радиостанциях и телеканалах, далеко не факт, что она проживет дольше двух недель. Я вот послушал несколько композиций, прозвучавших на «Евровидении», — ничего не понял, ни ноты не запомнил. А говорят, это, мол, все хорошие песни.