Александр Тиханович: «Лишать публику «Малиновки» по меньшей мере бессовестно»

16.12.2015

Денис БОЧАРОВ

Очередной герой нашей серии, посвященной знаменитым советским ВИА, — вокалист и бас-гитарист белорусского коллектива «Верасы» Александр Тиханович. Именно его голос звучит в лучших композициях ансамбля: «Малиновка», «Любви прощальный бал», «Завiруха», «Звезда любви», «Карнавал», «Возвращение».

культура: С чего начиналась история Ваших взаимоотношений с ансамблем?
Тиханович: К моменту моего прихода проект существовал уже несколько лет. Белорусской филармонией было принято решение создать коллектив по подобию «Песняров» — только девичий. Однажды я попал на их репетицию, и мне сразу очень понравилась Ядя Поплавская. В 73-м, отслужив в армии, я пришел работать в ансамбль «Минск», где выступали довольно известные на тот момент белорусские музыканты — Валерий Дайнеко, позднее присоединившийся к «Песнярам», Василий Раинчик, ставший впоследствии руководителем «Верасов». Название «Минск» мы получили по аналогии с американской группой Chicago, прославившейся своими джаз-роковыми композициями. Примерно в этом стиле и работали. Во многом именно поэтому история проекта была недолгой. Кто-то из зрителей однажды написал в Министерство культуры гневное письмо, в котором говорилось, что такая безыдейная музыка чужда нашему строю. В итоге ансамбль разогнали.

Филармония предложила мне поработать в коллективе народного артиста Белоруссии Виктора Вуячича. На что я ответил: хочу играть в «Верасах». Во-первых, там пела Ядя, во-вторых, я узнал, что принято решение присоединить к женскому вокальному коллективу мужскую инструментальную группу. Мне показалось, что у нас неплохие перспективы. 

культура: Интуиция Вас не подвела...
Тиханович: Да, уже через несколько месяцев «Верасы» сумели громко заявить о себе на Первом республиканском конкурсе артистов эстрады. Тем самым мы получили путевку на проходивший в Москве Пятый всесоюзный конкурс. На нем вновь стали лауреатами. После чего все и закрутилось: открылись двери на телевидение, песни зазвучали на радио, группа получила доступ к студии звукозаписи. И на протяжении десяти лет, примерно до середины 80-х мы были очень популярны. А потом постепенный распад страны, повлекший за собой развал всех отраслей (в том числе и в сфере ВИА) совпал по времени с пресловутыми творческими и личностными разногласиями, неизбежными для большинства художественных коллективов. В результате «золотой состав» ансамбля «Верасы» прекратил свое существование.

культура: Однако проект жив по сей день. Правда, для подавляющего большинства слушателей и зрителей «Верасы» всегда будут ассоциироваться с именами Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской. Как бы Вы оценили нынешнее положение дел в группе? Не коробит ли Вас и Вашу супругу то, что сегодняшние «Верасы» имеют мало общего с ансамблем, который некогда любила вся страна? 
Тиханович: Я вас умоляю... Мы в разных лигах. Дело в том, что легендарный состав группы «Верасы» представлял собой вокально-инструментальный ансамбль, то есть коллектив поющих инструменталистов. Причем у четырех участников было консерваторское образование. А нынешний проект — квартет юных симпатичных «поющих голов». Два парня и две девушки исполняют старые хиты, но к ВИА «Верасы» они не имеют никакого отношения. 

культура: А что сегодня подпитывает творческую энергию дуэта Тиханович/Поплавская? Есть ли в вашем репертуаре новые песни или и старых с лихвой хватает? 
Тиханович: Конечно, свежие композиции присутствуют, и на концертах их порой исполняем. Но было бы лукавством говорить, что они составляют основу нашей программы. Народ прежде всего ждет песен, которые в свое время сделали «Верасы» популярными. Такова участь всех ВИА. Лишать публику возможности услышать «Малиновку», «Завiруху», «Карнавал», «Я у бабушки живу», «Любви прощальный бал» по меньшей мере бессовестно. 

культура: Афиши ваших выступлений сопровождает дополнительная информация: «солисты ВИА «Верасы». Есть ли в этом необходимость?
Тиханович: В Белоруссии нас все знают и напоминать о том, кто мы такие, действительно излишне. Но когда отправляемся на гастроли, на всякий случай подстраховываемся.

Концерты проходят в двух отделениях: в первом перемежаем исполнение песен о любви (а таковых в нашем репертуаре подавляющее большинство) рассказами о нашей молодости, семейной жизни, творческих планах... Во втором — поем вместе с залом лучшие вещи «Верасов».

культура: Никогда от них не устаете? А то иные артисты воспринимают ежевечернее исполнение одних и тех же хитов как вынужденную необходимость, своего рода рутину...
Тиханович: Когда зал находится с тобой на одной волне, подпевает и сопереживает, это не может быть рутиной. От зрительской любви устать невозможно. Не хотелось бы говорить банальности вроде «песни — все равно, что дети», но в нашем случае это именно так. Они нам очень дороги, поэтому ни о какой «вынужденной необходимости» речи не идет. 

культура: Отметил закономерность: среди фронтменов наших прославленных ВИА много поющих бас-гитаристов. Судите сами: помимо Вас, это лидер «Ариэля» Валерий Ярушин, Евгений Броневицкий из «Поющих гитар», основатель «Самоцветов» Юрий Маликов, солист «Синей птицы» Сергей Дроздов. В чем притягательность бас-гитары? 
Тиханович: Любопытное наблюдение. А чем объяснить, право же, не знаю. Могу лишь предположить, что этот уникальный инструмент бросает исполнителю определенный вызов. Дело в том, что играть на басу и одновременно петь в вокально-инструментальном ансамбле — занятие весьма сложное и ответственное. Разумеется, если подходить к процессу творчески, а не просто обозначать сильную долю. Для этого необходимо уметь, если можно так выразиться, раздваивать собственное музыкальное мышление. Оба полушария задействованы и работают на полную мощность: поскольку надо петь одно, а играть другое. 

культура: Недавно вы с Ядвигой выступали в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Выбор концертной площадки не случаен? 
Тиханович: К вопросу веры данный аспект отношения не имеет, если вы об этом. Просто с нами связались организаторы, предложили сыграть в этом замечательном зале. Безусловно, было очень приятно и почетно. Думаю, по ходу концерта Господь мне помогал — Он всегда помогает, на самом деле. 

А к вере я начал приобщаться с раннего детства. Меня растила бабушка, глубоко верующий человек. Причем не родная, а нянька, которую взяли родители: они много работали, были постоянно заняты. Так вот, бабушка с малых лет водила меня на службы в храм, показывала Библию, объясняла многие важные моменты. Потом, уже будучи воспитанником Суворовского училища, постоянно ходил в церковь, ставил свечечки... 

Фото: РИА НОВОСТИ

Конечно, по мере взросления, появлялись в моей жизни различные искушения, бывало, попивал. Распад огромной страны переживал очень тяжело, не мог понять, как это — еще вчера ты был востребован и нужен, а сегодня безработный, до которого никому нет дела. Если раньше на телевидении встречали с распростертыми объятиями, то теперь выяснилось, что за эфир надо платить бешеные деньги. Крутые зигзаги судьбы порой стоили мне огромных нервов. И однажды я понял, что дошел до предела. С затянувшейся черной полосой надо было что-то делать. И здесь меня спасла вера. Однажды в 1999 году, во время Великого поста, пришел в храм на хоры, был потрясен до глубины души. После службы вышел другим человеком: сел в машину, долго рыдал... С тех пор жизнь без веры для меня немыслима. У всех своя дорога к Богу. И я молюсь о том, чтобы каждый человек ее нашел. Ведь Господь стучится в сердце каждого, но кто-то Его слышит, а кто-то — нет... 

культура: Каковы творческие планы на ближайший год? Ведь он, насколько я понимаю, для Вас особенный? 
Тиханович: Да, в 2016-м мы с Ядей будем отмечать двойной юбилей — творческой и семейной жизни. Постараемся сделать новую концертную программу, представить интересное шоу, с которым, надеюсь, выступим в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и других городах.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть