Андрей Кирисов: «Есть желание создать пропитанную русским духом пластинку»

Денис БОЧАРОВ

17.11.2015

Мы продолжаем серию интервью с лидерами до сих пор любимых в народе советских ВИА. Сегодня на вопросы «Культуры» отвечает Андрей Кирисов — художественный руководитель, вокалист и автор песен ансамбля «Добры молодцы». Коллектив этот на сцене уже полвека. Он несколько раз распадался, состав участников периодически менялся, однако группа по сей день гастролирует, записывается — словом, отказывается почивать на лаврах.

культура: На вашем сайте написано: «Творческая жизнь ансамбля «Добры молодцы» закончилась при советской власти». Однако коллектив до сих пор благополучно существует. Что же имеется в виду? 
Кирисов: С распадом Советского Союза рухнуло все. Деятельность вокально-инструментальных ансамблей не стала исключением. Десятилетиями отлаженная система Росконцерта, Москонцерта и иже с ними приказала долго жить. Поэтому в данном случае уместно говорить о том, что в 1990 году завершилась так называемая организованная форма существования ансамбля. Однако в январе 1994-го мы с некоторыми коллегами решили возродить проект. Опыт показывает: поступили правильно. По крайней мере, чувствуем, что доставляем людям радость. Постоянно ездим по стране, недавно играли в Ялте, Судаке, Симферополе. На День шахтера выступали в Донецке. Кстати, вскоре после нашего визита там стали гораздо реже стрелять. Невольно подумалось: может, стоило раньше приехать? 

культура: То есть работы хватает, дефицита зрительского внимания не испытываете?
Кирисов: Слава Богу, нет. Недавно прошел большой сольный концерт в Москве, предприняли тур по Сибири — спели в Томске, Красноярске. Другое дело, наша работа, в отличие от деятельности заполонивших эфир поп-звездочек, средствами массовой информации практически не освещается. Увы, шоу-бизнес сегодня — некая марсианская структура. Эти мальчики и девочки вроде как работают, постоянно повсюду мелькают, но, похоже, не понимают: они всем порядком надоели. Фонограммные дети утомили. Их даже обсуждать скучно. Помню, когда мы в молодости ходили с друзьями на концерты, был неподдельный интерес. Инструменталисты на каждом выступлении играли по-разному, создавалась иллюзия непосредственного живого контакта с аудиторией. Сегодня этого нет и в помине. 

культура: Знаю, сейчас вы активно работаете над новым альбомом. 
Кирисов: Мы пишем его уже довольно давно. Но не потому, что нет условий — здесь как раз все в порядке. Просто хочется сделать все по уму, не скатываясь к «шлягерности». Есть желание создать полноценную, пропитанную русским духом пластинку. Помимо полномасштабной версии «Эй, ухнем», которая растянулась у нас минут на семь, на диске будут и другие, хорошо знакомые людям композиции. Включим в программу несколько моих вещей, в частности песню про атамана. Пока не могу сказать точно, когда выйдет альбом: на данный момент готовы треков восемь, а надо бы сделать как минимум пятнадцать. Насчет формата, в котором появится запись, тоже ничего конкретного не сообщу — главное довести ее до логического завершения, а там уже будет видно: CD, винил, iTunes... 

культура: Какой Вам видится потенциальная аудитория предстоящего релиза? Ведь новый альбом от ВИА — явление нечастое на нашем музыкальном горизонте...
Кирисов: Очень хочется достучаться до молодых, пробудить интерес к нашему оригинальному творчеству. Со шлягерами типа «Кто тебе сказал?», «Люди встречаются», «Алешкина любовь» все ясно: они у всех на слуху, их поют не одно десятилетие. Хочется возродить любовь к русским песням, с исполнения которых, собственно, и начиналась история «Добрых молодцев». Основная цель: вернувшись к корням, прозвучать современно и, надеюсь, своевременно. 

культура: Вы в ансамбле без малого сорок лет. Что изменилось за эти годы? Можно ли сказать, что «Добры молодцы» конца 1970-х и середины 2010-х — это совершенно разные группы? 
Кирисов: Разница, разумеется, есть. Хотя бы в силу объективных причин — прибавилось опыта. Исполняемые нами песни, что называется, вызревают, взрослеют. Одно дело, когда ты поешь ту или иную композицию в тридцать, а другое — когда тебе перевалило за шестьдесят. Я, разумеется, не могу сегодня передать в «Алешкиной любви» те чувства, которые наполняли эту вещь сорок лет назад. Зато сейчас она звучит более насыщенно, более мудро, если хотите. 

культура: Песни в исполнении «Добрых молодцев» украшают несколько симпатичных отечественных кинолент, в частности «Розыгрыш» и «Чародеи». Какие остались воспоминания об этом «романе с кинематографом»?
Кирисов: В «Розыгрыше» участие коллектива обозначено весьма условно. Перед нами стояла задача исполнить эти вещи не в стилистике ВИА, а наиболее приближенно к дворовой эстетике, то есть непрофессионально. Именно поэтому для выпуска пластинки песни «Стрижи», «Бабочки летают», «Когда уйдем со школьного двора» пришлось перезаписать. 

Что же касается «Чародеев»... Однажды на концерт пришел Евгений Крылатов, ему понравилось наше звучание. Предложил записать песни к фильму, для которого сочинял музыку. Мы, разумеется, согласились. С тех пор, ежегодно пересматривая «Чародеев» и слыша «Снежинку», вспоминаем те времена с теплотой и нежностью.