Финал gregorianской эпохи

Денис БОЧАРОВ

11.11.2015

Немецкий коллектив, исполняющий композиции из мировой сокровищницы поп-и рок-музыки в стилистике григорианских хоралов, в нашей стране крайне востребован. Свободных мест на выступлениях Gregorian, как правило, не бывает. На днях вышел новый альбом проекта «Master of Chant — The Final Chapter». На связи с «Культурой» — основатель и бессменный руководитель коллектива Фрэнк ПИТЕРСОН.

культура: История Gregorian началась в 90-х. Почему тогда Вы решили избрать столь необычный стиль подачи музыкального материала: вокалисты, облаченные в монашеские одежды, исполняют хиты поп-и рок-классики? Предполагали ли, что такой творческий ход сработает — за четверть века основанный Вами проект продал порядка десяти миллионов дисков... 
Питерсон: Ну, вообще-то, с учетом Enigma (Питерсон также является одним из основателей и продюсеров этого знаменитого нью-эйдж-проекта. — «Культура»), цифра приближается к тридцати миллионам экземпляров. Во второй половине 80-х я некоторое время жил в испанском городке, неподалеку от монастыря. Любил туда приходить и всякий раз восхищался пением местного хора. С другой стороны, интересовался популярной музыкой. Мне показалось любопытным соединить средневековые и современные традиции в рамках некоего сценического действа. А насколько оно будет востребовано и популярно... Честно говоря, об этом даже не задумывался. Просто решил: если нечто представляется мне весьма увлекательным и интересным, то, вполне возможно, найдет отклик и у других людей. К тому же мне хотелось создать что-то принципиально новое — идея продюсирования очередной поп-певички совершенно не привлекала. Интуиция не подвела: проект Gregorian пришелся по нраву многим. 

культура: Недавно вышел новый альбом. Общая стилистика не претерпела сколь-нибудь заметных изменений. Странно, если бы было иначе — после 16 дисков, выдержанных примерно в одном ключе. Как Вы выбираете композиции, которые перерабатываете и записываете? Есть ли какая-нибудь стратегия? 
Питерсон: Важно, чтобы вещи органично вписывались в имидж Gregorian, соответствовали базовой концепции проекта. Ведь существует огромное количество песен, которые мне нравятся, но для нашего коллектива не годятся. Все должно быть гармонично. Стараюсь улавливать тонкие музыкальные вибрации и, как правило, чувствую: эта композиция подходит, а другая, при всей моей к ней любви, «не прокатит».

культура: Новая пластинка называется «Master of Chant — The Final Chapter». Почему «final»? Это ведь не означает конец Gregorian?
Питерсон: Это означает ровно то, что и должно означать: последняя глава. Мне всегда казалось важным закончить на высокой ноте, сделать красивый реверанс до того, как тебе станут на это намекать. Мы были весьма успешны, собирали аншлаги в самых престижных залах мира, записали много дисков, и на данный момент я не знаю, что еще мог бы добавить принципиально нового. К тому же меня порядком утомила эта неизбежная схема: альбом — тур, альбом — тур. Действительно, на сегодняшний день можно сказать, что «The Final Chapter» — это конец пути для Gregorian. Но вы же знаете, в этом бизнесе никогда нельзя говорить «никогда». Помните знаменитый рассказ Стивена Кинга «Иногда они возвращаются»? Возможно, это история про нас (смеется)

культура: Насколько глубоко вокалисты и инструменталисты Вашего проекта вовлечены в эстетику, которую исповедуют и подают на записях и со сцены? Читают ли соответствующую литературу, изучают историю Средневековья, слушают аутентичную музыку? Или сценический облик Gregorian — всего лишь неотъемлемая часть шоубиз-игры?
Питерсон: Нет, это не игра, не шутка и не шарада — все более-менее серьезно. Каждый участник группы имеет классическое образование, причем именно в той области, которая составляет суть Gregorian. То есть григорианскую культуру изучали не понаслышке, а профессионально. Иначе нельзя: публику не обманешь, средневековое вокальное искусство не подашь «на дворовом» уровне. Надеюсь, это слышно как на записях, так и на концертах. 

культура: Ваш репертуар весьма разнообразен — от прочтений песен The Beatles и Фила Коллинза до каверов композиций AC/DC и Metallica. Иногда у Gregorian встречаются и переработки народных мелодий. Не думали о том, чтобы как-нибудь обратить свое внимание и на российские произведения — будь то фольклорные или популярные, современные?  
Питерсон: Вы знаете, в сотрудничестве с Сарой Брайтман мы уже не раз обращались к русской классике — делали современные версии арий из сочинений Римского-Корсакова, Рахманинова, Бородина. Но дело в том, что Gregorian исполняет преимущественно англоязычные вещи. Русский язык не то чтобы труден для восприятия массовым слушателем — просто его нелегко адекватно подать. У вас очень сложная — по крайней мере, для нас, европейцев — фонетика. К тому же если говорить о российской поп-рок-культуре, не уверен, что являюсь экспертом в данной области: не так много произведений знаю. 

Зато мне известны несколько русских народных — та же «Полюшко-поле», например (Фрэнк заблуждается: несмотря на то, что эта песня считается народной, у нее есть авторы: композитор Лев Книппер и поэт Виктор Гусев. — «Культура»). Но они, опять же, на мой взгляд, не вписываются в стилистику Gregorian. В нашем прочтении русского народного фольклора я не вижу. Но это пока. Возможно, через несколько лет мы запишем русскоязычный альбом, почему нет? 

культура: Нашу страну вы посещаете регулярно. Когда ждать следующего (надеюсь, не последнего) визита? И вообще, отличаются ли сеты Gregorian в России от концертов, которые коллектив дает в других странах?  
Питерсон: Выступление в вашей стране запланировано, если не ошибаюсь, на март следующего года. Что же касается разницы в восприятии — будь то со стороны публики или самих исполнителей — право, не знаю... Часто об этом думал, наблюдал, сопоставлял, но каких-либо заметных отличий не заметил. А потом понял, почему. Ведь наше шоу так или иначе унифицировано — и по социальному статусу, и по возрастному, и по географическому положению. Оно не предполагает какой-то определенной реакции — ни «флэшбэков», ни «фальш-уходов», ни «стейдж-дайвингов», ни «синг-алонгов»: мы просто выступаем со своей программой, вежливо раскланиваемся и уходим. Люди на наших концертах не ищут возможности выплеснуть собственные эмоции — напротив, хотят впитать в себя нашу умиротворенную энергетику. А в этом отношении все в мире едины. Хотя в любом случае русские зрители — наиболее вежливые, внимательные и трогательные.