Джонатан Дассен: «Отец хотел уйти из шоу-бизнеса»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

31.10.2013

5 ноября знаменитому певцу Джо Дассену исполнилось бы 75 лет. Его блистательную карьеру прервала ранняя смерть — сраженный инфарктом, он умер в 42 года. Однако и сейчас в европейских хит-листах на первых местах стоят шлягеры Дассена. Накануне юбилейной даты его старший сын Джонатан дал эксклюзивное интервью парижскому корреспонденту «Культуры».

культура: Какой образ Джо Дассена сохранился в Вашей памяти?
Дассен: Когда он умер, мне не было и двух лет. Поэтому мои воспоминания связаны исключительно с его песнями, с рассказами мамы, друзей и близких. Отец так много успел совершить за свою — в общем-то, короткую — жизнь. С этим неподражаемым голосом и невероятной харизмой он был одним из лучших артистов своей эпохи.

культура: Один из его хитов — «Тебя зовут меланхолия». Дассен и сам был немного меланхоликом?
Дассен: Совсем нет, скорее, его можно считать бонвиваном. Он любил праздник. Но, несмотря на талант, все время работал, изматывал себя, был настоящим перфекционистом.

культура: Чем Вы объясняете его нынешнюю популярность во всем мире — от Франции до России, от Америки до Японии?
Дассен: В первую очередь его исключительным голосом, непохожим ни на какие другие, манерой исполнения, репертуаром. Отец был яркой личностью. Американец, он много дал французскому шансону. 

культура: Изначально Джо Дассен не собирался стать певцом и готовился к карьере ученого.
Дассен: Он изучал этнологию, интересовался индейским племенем хопи. Работал в парижском Музее человека, учился в американском университете Анн Арбор, где, кстати, общался со многими знаменитостями — Джоан Баез, Гленом Гульдом, Гором Видалом, Уильямом Стайроном. Он, конечно, был интеллектуалом.

культура: Как же интеллектуал пришел к песне?
Дассен: Сначала играл и пел для себя и друзей. Потом, студентом — чтобы немного заработать. Его первая жена Мариз Массера уговорила отца выпустить пластинку и познакомила с нужными людьми.

культура: Он чувствовал себя французом, американцем или гражданином мира?
Дассен: Отец родился в Америке, слава к нему пришла во Франции, умер на Таити и похоронен в Голливуде. Думаю, что все-таки остался американцем.

культура: Но ваши предки — в частности, прадед — родом из Одессы?
Дассен: Точно неизвестно. Знаем только, что прадед был с Украины, вместе с домочадцами сел на судно в Одессе и прибыл в Нью-Йорк. Согласно семейному преданию, иммиграционный служащий спросил его имя, но прадед английского не знал и решил, что спрашивают, откуда он, и ответил: «Из Одессы». Чиновнику, не знавшему такого города, послышалось, что он назвал себя Дассеном. Так его и записал.

культура: Сами не собираетесь посетить Одессу?
Дассен: Нас с братом туда свозила мама, хотела показать город. Не знаю, какой Одесса была раньше, но, мне кажется, она сохранила шарм.

культура: Первой знаменитостью из рода Дассенов стал Ваш дед — режиссер Жюль Дассен, работавший с самим Хичкоком. Почему он уехал из Америки, где к нему пришла слава?
Дассен: Это было время маккартизма — «охоты на ведьм». На деда настучали, обвинив в симпатиях к коммунистам (Жюль Дассен какое-то время состоял в рядах американской компартии, донос на него написал коллега — режиссер и коммунист Эдвард Дмитрык, тоже выходец из Украины. — «Культура»). И пришлось спасаться в Европе. Кстати, второй женой Жюля Дассена была греческая кинозвезда и певица Мелина Меркури, ставшая министром культуры своей страны.

культура: Ваш отец мог бы сделать карьеру и в кино?
Дассен: В нескольких фильмах он был помощником Жюля Дассена и сыграл эпизодические роли в пяти картинах. В том числе в «Леди Л.» Питера Устинова вместе с Софи Лорен и Полем Ньюманом. Снимался и с Мелиной Меркури.

культура: Несколько месяцев назад в Париже впервые вышла книга рассказов Вашего отца «Подарок для Дороти», которую он написал в 20-летнем возрасте.
Дассен: Дороти Шеррик была его первой любовью. Она разыскала меня через интернет и прислала рассказы, что никогда не печатались.

Отец был наделен несомненным литературным даром, мечтал стать писателем. Очень любил Сэлинджера, особенно «Над пропастью во ржи». Моя тетя Ришель рассказывала — он не хотел превратиться в старого шансонье, намеревался уйти из шоу-бизнеса и заняться писательским трудом.

культура: Как он познакомился с Вашей мамой — Кристин Дельво?
Дассен: Первый раз она увидела его случайно в самолете. Но по-настоящему встретились в фотомагазине ее родителей в Руане. Это была любовь, как говорится, с первого взгляда.

культура: Наверное, не просто сделать карьеру с фамилией Дассен? Неизбежны сравнения с отцом?
Дассен: У меня особых проблем нет. Одни двери имя открывает, другие закрывает. Так, со мной не хотят иметь дело некоторые крупные звукозаписывающие компании, что создает проблемы. Но позитива несравненно больше — например, интерес ко мне со стороны СМИ.

культура: Вы гордитесь отцом? Не страдаете от комплексов в тени его славы?
Дассен: Как могу не гордиться человеком, который был одним из самых популярных певцов во Франции и обладал таким голосом? Им восхищались миллионы. Он остался легендой. Моя миссия — с достоинством нести его наследие. Стараюсь заниматься своим ремеслом как можно лучше и делаю все, чтобы ему не было за меня стыдно.

культура: 12 ноября выходит Ваш первый альбом. Наверное, трудно избежать влияния знаменитого родителя? 
Дассен: Я начал сочинять песни в 13 лет, и сам их исполнял. Мне не нравился мой баритон, не хотелось, чтобы он напоминал отцовский, потому пел высоким голосом. Но потом понял, что обманывать природу — неправильно. Мой первый альбом не имеет названия. Некоторые песни написаны 18 лет назад.

культура: Будь отец жив, что бы он сказал по поводу Вашего творчества?
Дассен: «Джонатан, я тобой доволен, но тебе надо пошевеливаться»… Свой первый диск он выпустил в 27 лет, а я только сейчас — в 35. Но надеюсь наверстать упущенное.

культура: Как складываются отношения с братом Жюльеном, который младше Вас на полтора года?
Дассен: Мы с ним очень близки, но у каждого своя жизнь. В 2010 году, в 30-ю годовщину смерти отца, Жюльен спродюсировал музыкальную комедию «Жил-был Джо Дассен», которая шла по всей Франции. В этом спектакле Жюльен исполнял его песни.

культура: В прошлом году Ваш брат вместе с певицей Флоранс Кост выступал и в Москве. Не намерены последовать его примеру?
Дассен: Мне тоже хочется поехать в Москву. Но я не пою песни Джо Дассена. Ищу свой путь, не хочу спекулировать на его славе. Однажды найду способ, как почтить память отца.

культура: Некоторые известные певцы в какой-то степени спекулируют на его имени.
Дассен: На днях вышел альбом «Et si tu n’existais pas», в котором Элен Сегара как бы поет с моим отцом. Получился виртуальный дуэт. В списке хитов этот диск сегодня на втором месте. Значит, отцовские песни по-прежнему востребованы.

культура: Есть ли еще неизвестный Джо Дассен?
Дассен: Остались тексты, наброски неизданных песен, пластинки, вещи, многое из того, что с ним связано. Можно было подумать о создании музея Джо Дассена, но наш семейный дом давно продан. Если я когда-нибудь разбогатею, непременно его выкуплю.