Дорогой гость

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

24.10.2014

В Москве с двухдневным визитом побывала скрипка Антонио Страдивари — Vesuvius. Инструмент, созданный в 1727 году, когда знаменитому мастеру было уже за 80, прибыл вместе с делегацией из кремонского Музея Скрипки. Звучал уникальный гость всего один вечер — в Центральном музее музыкальной культуры итальянский скрипач Эдоардо Зоси исполнил произведения Бетховена, Паганини, Стравинского. О феномене Страдивари «Культуре» рассказал главный хранитель Музея Скрипки Фаусто Каччиатори.

культура: Ростропович называл «Дюпор» — виолончель работы Страдивари — своей любовницей.
Каччиатори: Да, у него было три виолончели. И когда он играл не на «Дюпоре», говорил, что изменяет любовнице.

культура: Вы тоже считаете инструменты великого кремонца живыми? Или подобные фразы — лишь часть мифа?
Каччиатори: Что может быть более конкретным и убедительным, чем заплатить десять миллионов евро за скрипку? Вот это миф или реальность? Если великие музыканты выкладывают такие деньги за инструмент, это о чем-то говорит.

культура: А насколько оправданна такая стоимость?
Каччиатори: Конечно, часть платится за миф, но остальное — все-таки за дело. Понимаете, ведь работы Страдивари по-разному оцениваются. В стоимости каждого изделия немалую долю составляет состояние инструмента, а иногда и то, кто на нем раньше играл. Та же виолончель «Дюпор» будет стоить дороже только из-за того, что она принадлежала Ростроповичу. Потому как Ростропович — тоже отчасти миф.

культура: Говорят, скрипки Страдивари звучат красиво и даже навязывают исполнителю свою «красивость». В отличие от инструментов Гварнери дель Джезу, которые требуют от скрипача большей виртуозности, но и дают музыканту проявить индивидуальность. Тот же Паганини предпочитал Гварнери.
Каччиатори: Знаете, великие скрипачи держат у себя в коллекции и Страдивари, и Гварнери дель Джезу — конечно, если могут себе такое позволить. Потому что многое зависит от репертуара. Инструменты этих двух гениев сильно отличаются друг от друга. Например, в силу конструктивных особенностей Гварнери дель Джезу выделяются мощным звуком. Паганини ведь свою скрипку Гварнери называл «Пушкой». Но если ищете оттенки, то их легче добиться с помощью Страдивари.

культура: Все ли можно исполнить на Страдивари — и классику, и опусы современных композиторов?
Каччиатори: Никаких запретных тем нет, сыграть можно все. Но не забывайте, что Бах писал квартеты для скрипки как раз во время появления этого инструмента — они были современниками. А спустя какое-то время появились произведения Вивальди, Тартини, Локателли. В некотором смысле скрипки были созданы для исполнения той музыки. Конечно, на Страдивари можно исполнить и современных композиторов. Другое дело — нужно ли?

культура: Считается, что секрет Страдивари не разгадан до сих пор.
Каччиатори: На самом деле никаких тайн нет. Был человек и его невероятное мастерство, которое оттачивалось в течение десятилетий — слава Богу, Страдивари прожил более 90 лет.

культура: В таком случае может ли появиться мастер, который достигнет таких же высот?
Каччиатори: Может быть, он уже есть, но человечество узнает об этом лет через триста, не раньше (смеется). А после него еще лет двести никого не будет.

культура: Однажды во время «слепого» теста специалисты не смогли отличить современные скрипки от Страдивари.
Каччиатори: Такой эксперимент провели в Германии. Но за кулисами тогда стояли современные скрипичные мастера, которые ввели в этот тест свои инструменты, дабы показать — их творения ничем не хуже. Так что тут есть какой-то душок... Конечно, существуют старинные инструменты, которые плохо звучат, но если у тебя Страдивари, то худо-бедно скрипка все равно заиграет.

культура: В 1996 году из Музея имени Глинки похитили скрипку Страдивари, ранее принадлежавшую Давиду Ойстраху. Не было страшно привозить Vesuvius?
Каччиатори: Я и понятия не имел о том случае. Знай об этом, сильно подумал бы — везти, не везти (смеется). На самом деле мы и в Рио-де-Жанейро летали с Vesuvius перед чемпионатом мира по футболу — давали концерт для сборной Италии. Понимаете, такие инструменты и красть-то нет смысла. Ну, украл ты, а кому потом продашь? Хотя воруют, конечно. Вот недавно из консерватории Палермо похитили...

культура: А подделки есть?
Каччиатори: Конечно. Но их все труднее выдать за оригинал. К тому же скрипки Страдивари давно задокументированы, описаны, занесены в каталоги... В общем, подделывать — дело бессмысленное.

культура: Кремона подарила миру великих скрипичных мастеров — Амати, Гварнери, Страдивари. Почему именно этот маленький городок?
Каччиатори: Это на самом деле главный вопрос. Может, потому что у нас кухня хорошая (смеется). Но если серьезно, в Кремоне всегда работали замечательные резчики по дереву. К тому же там была высоко развита музыкальная культура. На этих предпосылках, наверное, и зиждется начало нового дела, которое заложил Андреа Амати. Кстати, скрипки в Кремоне изготовляют до сих пор.