— Платить не надо, поскольку мы еще не в зоне платной парковки, — объясняет водитель БМВ. — Здесь вообще стоянка запрещена — вот видите знак... Но я каждый день оставляю машину на этом месте, поскольку работаю неподалеку. И ничего, пока не эвакуировали.
— А мне уже пришел штраф на 2 500 рублей, — вмешался владелец «Фольксвагена». — Здесь ездит такая машина — паркон называется — и считывает номера. В гробу я их видал — ничего они у меня не прочтут!
Номер «Фольксвагена» действительно оказался закрыт полиэтиленовым пакетом. Приглядевшись, я заметил, что номера многих стоящих здесь автомобилей прикрыты бумагой либо тряпочкой.
Еду дальше. Сворачиваю на Петровский бульвар и наконец вижу указатель, что въезжаю в зону платной парковки. Тут же горит электронное табло: 16 свободных мест. Рядом инструкция: час стоянки — 50 рублей. Оплатить ее можно, послав СМС на номер 7757 со словами «для оплаты». Нужно еще указать номер парковки, номер машины, и до которого часа намерен оставить автомобиль.
Стоянку можно оплатить еще и через терминалы-паркоматы, правда, есть они не на каждой парковке. К тому же они не принимают наличку. Так что если на телефоне недостаточно средств (или у вас корпоративный тариф), а банковской карты с собой нет, вы уже потенциальный нарушитель.
Есть, правда, еще вариант. В киосках «Мосгортранса» и в некоторых салонах связи можно купить специальные парковочные карты номиналом 500 и 1000 рублей. Это, видимо, для тех, у кого нет ни банковской карточки, ни мобильного телефона, но есть автомобиль.
Припарковался на халяву — жди штраф. За стоянку в неразрешенном месте и за неоплату парковки наказание одинаковое — 2 500 рублей. На платных стоянках, кстати, нарушителей тоже выявляют с помощью парконов. И практически на каждой можно найти несколько машин с прикрытыми газеткой номерами.
Снова неуловимые
Так что же это за загадочный паркон, который считывает номера нарушителей? С виду обычный «Форд Фокус» черного цвета, без каких-либо особых опознавательных знаков, указывающих на принадлежность к ГИБДД. Корреспонденту «Культуры» удалось даже посидеть в салоне этого наводящего на нарушителей ужас автомобиля. Ничего необычного, если не считать, что справа от водителя перед лобовым стеклом стоит приборчик с видеокамерой и монитором. В салоне — двое в штатском: один за рулем, другой за прибором.
— Чтобы выписать штраф за неправильную парковку, прибор должен засечь нарушителя дважды, — пояснил «Культуре» сотрудник спецгруппы столичного ГИБДД Алексей Петров. — Это значит, что мы должны дважды проехать по маршруту, чтобы прибор внес нарушителя в память. Первый раз он фиксирует всех нарушителей, но в память не вносит. Остановка до пяти минут разрешается. Но если больше — то это уже не остановка, а стоянка, ты становишься нарушителем, что предусматривает штраф 2 500 рублей.
Сейчас по центру столицы курсирует сотня парконов. За каждой машиной закреплен свой маршрут. Объезд занимает полчаса. Так что у нарушителей, оставляющих машины на более длительный срок, практически нет шансов остаться незамеченными. Что касается автомобилей, номера которых закрыты, то тут паркон бессилен.
— Подойти и открыть номер, пока машина на стоянке, мы не имеем права, — говорит Алексей Петров. — Мы вообще не имеем права к ней прикасаться. Если машина с закрытыми номерами стоит в неположенном месте, это проще — ее можно эвакуировать.
Выходит, нарушители неуловимы? Оказывается, нет.
— Неуловимых нарушителей не бывает, — убежден инспектор ГИБДД Вячеслав Севастьянов, несущий службу у бывшего кино-, а ныне просто театра «Россия». — Те, кто закрывают номера, часто забывают их потом открыть, и так и едут. А это уже нарушение — ездить с нечитаемыми номерами. Мы ежедневно отлавливаем таких с десяток. Наказание им — лишение прав, либо штраф 5 000 рублей — статья 12.2 КоАП.
Впрочем, есть места, где все-таки можно припарковаться бесплатно, ничего не нарушив.
— Только у магазинов, ресторанов и кафе, имеющих собственный паркинг, как у нас, — с гордостью говорит «Культуре» администратор ресторана внутри Бульварного кольца Ирина Светлова. — Вообще-то наша парковка только для клиентов, но когда их мало, пускаем всех.
Страдания аборигенов
У Патриарших прудов пытаюсь зарулить в какой-нибудь дворик — там стоянка разрешена круглосуточно, правда, только для тех, кто живет в пределах Бульварного кольца. Не тут-то было: все дворы и близлежащие проулки забиты автомобилями. Вдруг, о чудо, замечаю свободное место. Однако не успеваю — меня опережает красный «Феррари». Останавливаюсь рядом. Начинаю расспрашивать водителя, не ущемило ли его, жителя центра, интересов введение платных парковок?
Мой собеседник — лет сорока пяти, судя по внешнему виду, явный представитель богемы: рубашка ярче, чем у известного своей приверженностью к гавайским расцветкам поэта Евгения Евтушенко.
— Больших изменений не вижу, — охотно делится мой новый знакомец Максим. — Если во дворе не успеваю поставить машину, ставлю на улице. Пока нас никто не тревожит. Я вообще сомневаюсь, что контролеры когда-нибудь доберутся до наших проулков.
Для жителей центра ввели годовые парковочные карты, стоят они 3 000 рублей. Но владелец шикарного «Феррари» заявил, что приобретать такую карту не собирается. Деньги небольшие, но чего ради кидать их на ветер, если ему и так эти новые правила не досаждают?
Продаю парковку. Дорого
На днях глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что жители центра получат право передавать свое льготное парковочное место друзьям, родным и вообще кому угодно.
— Вы можете вписать номер любой машины: вашей мамы, подруги — без разницы, — заявил Ликсутов журналистам. — Периодически можете этот номер менять, если машину оставили в сервисе, и вам выдали другую...
Что тут началось! Практически сразу же после этого заявления в интернете появились объявления следующего содержания: «Продам годовой абонемент на парковку в центре Москвы. Цена 15 тыс. рублей». Для связи оставляют электронный адрес. Разумеется, я написал одному из этих достойных людей, что с удовольствием вступлю с ним в деловые отношения. Ответа пока нет — видимо, мой собеседник обдумывает, не поднять ли ему цену. А я тем временем обратился за объяснениями на «горячую линию» по мониторингу ситуации вокруг платной парковки: 8-800-700-8-800.
— Безусловно, это мошенники, — ответили мне. — Если вы думаете, что это жители центра перепродают свои льготные абонементы, то могу сказать, что еще ни один льготный абонемент не продан. Сейчас только рассматриваем заявки.
Ну, хорошо, сейчас нет — через месяц появятся. И тогда уже ничто не помешает жителям центра, не нуждающимся в парковочном месте, перепродавать его в разы дороже.
— Вообще, все, что происходит сейчас вокруг платных парковок в центре, противоречит конституционным нормам, — комментирует ситуацию московский юрист Алексей Сиротин. — Автовладельцы, зарегистрированные в пределах Бульварного кольца, в одночасье сделались привилегированным классом. Жители других районов за парковку в центре обязаны платить. А почему тогда житель центра за парковку на окраине ничего не платит? Равенство перед законом — ключевое положение нашей Конституции. В данном случае оно нарушено.
Справка «Культуры»
Итак, подытожим основные положения новых правил парковки в центре Москвы. Стоянка автомобиля оплачивается по общему для всех тарифу — 50 рублей за час. Но жителям Бульварного кольца до осени 2013 года разрешено парковаться бесплатно. Затем это будет позволено только с 20.00 до 8.00 часов. Во дворах же «центровые» могут бесплатно оставлять свои авто хоть на круглые сутки, в отличие от «забульварных», которым стоянка во дворах вообще заказана.
На каждую из 250 000 расположенных в зоне платных парковок квартир планируется предоставить один льготный абонемент на парковку — его стоимость 3 000 рублей в год. Если в семье два автомобиля, то второму придется искать, где приткнуться, на общих основаниях.
Льготы будут предоставлены только для домовладельцев. На тех, кто снимает жилье или на родственников хозяев они не распространяются. Также не распространяются льготы и на работающих в центре. Сотрудники предприятий, не имеющих собственных парковок, должны будут покупать специальные годовые абонементы (их цена еще не определена) либо отказаться от поездок на работу на автомобиле.
Впрочем, можно пересесть на двухколесный транспорт. Ведь согласно правилам, мотоциклы, мотороллеры и велосипеды разрешается парковать бесплатно. Ну и у кого есть — электромобили.
Жизненное пространство сократилось
Елена ФЕДОРЕНКО
Авторам проекта, когда они принимали решение, стоило бы прежде всего подумать о местных жителях — не продадут же они свои автомобили и вряд ли бросят квартиры. Совсем скоро бедные переулки вынуждены будут принять двойной автоудар: к местным машинам добавятся те, чьи парковки оплатили владельцы. И машин в историческом центре станет, как мне кажется, еще больше.
Кроме того, в центре обитают не только нувориши, но и коренные жители — по преимуществу люди среднего достатка. Часто под одной крышей сосуществуют две семьи: родителей и детей. Право же льготной парковки получает кто-то один. Скажем прямо: местные жители уже поставили свои авто во дворы, устроив там импровизированные автопарки. В результате жизненное пространство детей, пенсионеров и собак сократилось до минимума. А ведь московские дворики — это тоже культурное достояние.