Там бал, там детский праздник

04.10.2019

Августин СЕВЕРИН

Фото: Сергей Ведяшкин/mskagency.ruВ последнюю субботу сентября в музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» состоялся исторический фестиваль «Война и Миръ». Благодаря реконструкторам знаменитое дворянское гнездо на несколько часов погрузилось в аутентичную и праздничную атмосферу.

— Мероприятие инициировано Российским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и подготовлено в рекордно короткие сроки: решение собрать представителей исторических клубов возникло весной, меньше полугода назад, — сообщил «Культуре» директор музея-усадьбы Юрий Евтюхин.

По его словам, тематика праздника подбиралась в соответствии с той временной эпохой, когда был построен дворец и на которую в целом пришелся расцвет усадебной жизни.

— «Остафьево», каким мы его видим сейчас, интерьеры, экспозиция — практически все относится именно к данному периоду, — это первая треть XIX века, — пояснил директор.

Административно в состав Москвы территория музея влилась совсем недавно, хотя уже на рубеже XVIII–XIX веков усадьба князей Вяземских служила одним из эпицентров культурной жизни не только Первопрестольной, но и всей России. В Остафьеве Николай Карамзин работал над «Историей государства Российского», тут нередко бывал Александр Пушкин, сюда заезжал его дядя и признанный литератор Василий Львович, гостили Николай Гоголь, Василий Жуковский, Константин Батюшков. Грибоедов читал здесь друзьям свое бессмертное «Горе от ума».

С Александром Сергеевичем связана одна из легендарных версий возникновения названия поместья. Друг Пушкина — поэт и литературный критик Петр Вяземский долго не мог придумать имя своей усадьбе, и решил, что назовет ее первыми словами, которые по прибытии произнесет талантливый товарищ. Если верить преданию, то, подъехав к главному дому и выпрыгнув из экипажа, Пушкин бросил слуге, взявшемуся было за багаж: «Оставь его».

Богатое литературное прошлое имения сподвигло последнего владельца, графа Сергея Шереметева, создать музей Пушкина. Он открылся в 1899 году, к столетию со дня рождения солнца русской поэзии, и был общедоступным. После революции в усадьбе располагался дом отдыха Совмина СССР. В нем, например, бывали Илья Ильф, Евгений Петров и Самуил Маршак. Музейный статус территории вернули в конце 80-х, но исторический облик здания удалось восстановить лишь в 2016 году.

— Наш фестиваль — это не только развлечение, но и образование, и воспитание патриотических чувств, — уверяет директор музея. — Сегодня у нас несколько мастер-классов, лекторий, фототочка, а ядро мероприятия — исторический бал.

Фото: Сергей Ведяшкин/mskagency.ruПервыми выступили профи — реконструкторы. Затем пришла очередь дилетантов. Во время получасового мастер-класса посетителей фестиваля обучили основным па полузабытых ныне танцев, а затем дали возможность почувствовать себя любимыми литературными героями: Татьяной Лариной или Евгением Онегиным, Наташей Ростовой или Андреем Болконским.

В оборудованной фотозоне музея можно было сфотографироваться в костюмах эпохи наполеоновских войн, платьях в стиле ампир и народных нарядах, мужских и женских. Кроме того, посетители охотно примеряли европейские и азиатские доспехи XV и XVI веков. На съезды реконструкторов, вне зависимости от привязки к конкретному историческому периоду, собираются все желающие, поэтому в Остафьеве оказались и «викинги», и «фламандцы», и многие другие.

Впрочем, интересно было не только внутри музея, но и снаружи. У Вяземских порой гостил герой Отечественной войны Денис Давыдов. Видимо, поэтому самой значимой площадкой фестиваля в усадебном парке стал бивуак гусар. Его организаторы — военно-историческое творческое объединение «Александрия».

— Мы занимаемся и постановкой батальных сцен, и творчеством, и светской бальной культурой, и музыкой, и спектаклями, — пояснил «Культуре» руководитель «александровцев» Федор Заборсин. — Кстати, прогулочные туалеты дам, как и наши мундиры, сшиты собственными руками.

Стоит отметить, что «гусары» были в мундирах Гродненского и Изюмского гусарских полков, в то время как Денис Давыдов служил в лейб-гвардии Ахтырском и Сумском полках.

К огромному удовольствию публики, приличную часть которой составляли дети, реконструкторы разыграли несколько боевых сценок, отсылающих к фильму Сергея Бондарчука «Война и мир». Кроме того, «гусары» рассказали ребятам, как происходила дуэль между Пушкиным и Дантесом. И даже показали ее финальный эпизод, когда Александр Сергеевич, будучи серьезно раненным, опираясь рукой о землю, выстрелил и ранил француза.

Реконструкторы продемонстрировали, как гусары «открывали» шампанское шашкой, поведали, откуда якобы пошел обычай делать это прямо на лошади, и объяснили, почему легенде верить не стоит.

— Считается, что французские гусары, проезжая по городу Реймсу мимо дома мадам Клико, посылали ей воздушный поцелуй, доставали бутылку шампанского, открывали ее саблей и выпивали залпом, — делится познаниями Федор Заборсин. А потом уточняет: при жизни г-жи Клико гусары в Реймсе на постой не вставали, да и вообще кавалерийская форма шилась без карманов — доставать бутылку было неоткуда. А главное — совершить «сабраж» (от франц. sabre — «сабля». — «Культура»), сидя на коне, практически нереально. Наконец, выпить залпом бутылку игристого вина, оставшись после этого в седле, — совсем уж из серии анекдотов про удалого поручика Ржевского.

Фото: Сергей Ведяшкин/mskagency.ru«Драгуны», в отличие от «гусар», оделись в нестроевую форму, то есть были не в знакомых по картинам Отечественной войны шлемах, а в фуражках, практически таких же, как на рисунках Михаила Лермонтова.

— Такой вид офицер мог себе позволить при следовании с места службы домой или на отдыхе, — сообщил глава военно-исторического клуба «Московский драгунский полк» Николай Рогожан. — Драгунская каска — защитное снаряжение, она красивая, но большая и тяжелая. Поэтому вне службы драгуны носили фуражки уже в первой четверти XIX века.

— Фестиваль станет регулярным. В следующий раз увеличим количество площадок и постараемся, чтобы в дни празднества каждый из гостей смог найти развлечение по душе, — заверила «Культуру» помощник директора Института наследия Алина Рауд.


Фото на анонсе: Сергей Ведяшкин/mskagency.ru



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть