Покажи мне такую эпоху

13.06.2019

Августин СЕВЕРИНВера КОПЫЛОВА

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА НовостиВ предстоящие выходные в столице завершится без преувеличения уникальный фестиваль «Времена и эпохи». Пройти мимо — значит многое потерять, да это и не так просто: красочные мероприятия устраиваются чуть ли не в каждом районе Москвы, а не только на центральных бульварах. Сорок площадок и самые разные века: атрибутика, костюмы, реквизит, — словом, все необходимое для съемок исторической натуры. «Культура» оценила размах события и воспользовалась поводом, чтобы расспросить реконструкторов об их участии в кинобизнесе.

Будни советских солдат в Афганистане — в Музее Победы на Поклонной горе. В Митино — детская железная дорога и две станции, можно забраться внутрь кабины старого локомотива. На Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережных расскажут об истории флота и научат ходить под парусом. На Покровском бульваре обосновались древние римляне.

На Хохловской площади, в амфитеатре  у основания стены Белого города, регулярно проходят состязания легионеров и гладиаторов. Под русских ремесленников IX–XII веков отдан Никитский бульвар — здесь поведают о резьбе по камню и дереву, тонкостях работы с берестой, а самых смелых зрителей посадят плести корзины. Тверской бульвар превратился в модель Великого Шелкового пути. Походный лагерь крестоносцев — в Коломенском. Московская жизнь времен Ивана Грозного бьет ключом на Яузском бульваре... Это лишь часть мероприятий, организаторами которых выступили любители и профессионалы — историки и реконструкторы — не только из России, но и из-за границы. Ключевой точкой фестиваля называют Турнир Святого Георгия.

Фото: Кирилл Зыков/mskagency.ru— Турнир в Коломенском завершится 16-го, — говорит руководитель агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко. — Всего на конях участвует двадцать человек, из них двенадцать рыцарей в полном облачении. Зрелище потрясающее, мало где в мире удается такое увидеть.

В этом году (а фестиваль проводится в Москве с 2011 года) пришло около пятисот заявок на участие, из которых, по словам Алексея Овчаренко, одобрено около сорока. Для москвичей и туристов вход везде свободный:

— Фестиваль в основном оплачивается из городского бюджета. Но теперь это не только департамент торговли и услуг. Принимают участие и музеи, относящиеся к департаменту культуры, плюс активно подключился комитет по туризму. Партнеров много, но мы стараемся придерживаться первоначальной идеи — не элитное сценическое представление на Красной площади, а история, которая разворачивается прямо вокруг вас.

Профессия — реконструктор

Организаторы фестиваля «Времена и эпохи» называют себя реконструкторами — людьми, чье увлечение минувшими веками превратилось в работу.

— Это, конечно, не цифровые технологии и не торговля нефтью, но мы в плюсе, — уверяет Овчаренко. — Источники дохода «Ратоборцев» — организация мероприятий, консультации в проектах, связанных с воссозданием исторической реальности. А также дизайн. Помогаем юрлицам или публичным персонам находить собственный «исторический» стиль. Аренда реквизита — отдельный блок. Бывают и заказы на изготовление реквизита для крупных проектов вроде нынешнего фестиваля «Времена и эпохи» или Крымского военно-исторического фестиваля.

— А чем удивит Крым в этом году?

— Крымский фестиваль пройдет с 6 по 16 сентября, как и прежде, на Федюхиных высотах. По сравнению с прошлым сезоном появятся новые площадки, например, посвященная североамериканским золотоискателям или Османской империи XVI–XVII веков. Обязательно реконструируем события Великой Отечественной, будет не менее двух эпизодов: «Оборона Севастополя» и «Освобождение Севастополя». Уже сейчас активно готовимся. В 2018-м был самолет, в этом — собираем гусеничную и колесную технику тех лет, ставим ее на ход. Надеюсь, удастся вывести в поле Т-34 из Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Клюква из Китая

Казалось бы, реконструкторы, всю жизнь изучающие какой-то определенный период и способные переместить героев прошлого в наши дни с подлинной достоверностью, являются просто кладезем для кинематографа. Они и реквизит изготовят, и костюмы предложат, и научат всем этим пользоваться. Увы, нередко режиссеры обходятся силами костюмеров и консультантов разной степени учености, а потом зрители возмущаются ощущением фальши, исходящей от фильма.

Фото: Александр Авилов/mskagency.ru— Сегодня «Ратоборцы» не слишком активно сотрудничают с киношниками. Для последних историческая аутентичность далеко не на первом месте, а для реконструкторов, напротив, она крайне важна, — делится Овчаренко. — Мы предлагали услуги съемочной группе «Викинга», но создатели решили заказать реквизит в Китае, там дешевле. В итоге после премьеры у историков были большие претензии к тому, что получилось...

— Зачастую мы видим в кадре, что костюмеры даже подобрали правильный костюм, но герой не умеет его носить, и выходят ляпы, — продолжает Тимур Черепнин, руководитель Центра военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А». — Людей зовут сниматься в массовку, одевают в форму, но они оружия в руках не держали, в армии не служили, боевой подготовки нет. Они дешево обходятся организаторам съемок, но и кино соответствующее. Знание военного костюма, реквизита и специфики все-таки очень важно. Но художники по костюмам и даже консультанты не всегда могут качественно закрыть этот вопрос. Консультант часто знает лишь одну сферу, например флот Первой мировой, а уже в теме авиации той войны — недотягивает.

В течение года «Гарнизон-А» участвует в производстве примерно 15 картин, из недавних — нашумевшие «28 панфиловцев» Кима Дружинина и Андрея Шальопы, Ренат Давлетьяров снимает фильм «Летчик». По словам Тимура Черепнина, режиссеры пользуются услугами реконструкторов все чаще, что, вопреки расхожему мнению, ничуть не удешевляет проект, а иногда и удорожает. Специалисты «Гарнизона-А» помогают кинематографистам уже восемь лет, а недавно сняли собственный фильм — «Так далеко и так близко», который, как они надеются, получит господдержку и будет показан по Первому каналу.

Фото: Сергей Киселев/mskagency.ru — Этой работой хотелось подтолкнуть сценаристов охотнее обращаться к архивам, — объясняет руководитель центра реконструкторов. — На Великой Отечественной было огромное количество фактов и подвигов, которые не вошли в список массово прославляемых. Сама же тема нашего фильма подсказана двумя полярными идеями, которые нынче особенно заметны в обществе. Одни понимают, что 9 Мая — великий праздник, хотя и омраченный страшными жертвами. Другие считают, пора двигаться вперед, оставив Победу нашим предкам. Мы свели сторонников обеих позиций в истории парня и девушки, которые встречаются, но по-разному относятся к Великой Отечественной. Мы вернулись в прошлое и увидели, как воевали их прадеды — реальные простые герои святой войны.

«Гарнизон-А» — постоянный участник фестиваля «Времена и эпохи». Правда, сейчас команда представляет лишь три площадки, и то на окраинах столицы (в прошлом году было пять, все — в центре). Обусловлено это, как ни удивительно, историческим контекстом. В нынешнем сезоне тема «Гарнизона-А» — ХХ век, для которого важна застройка. Для времени легионеров или 1812 года достаточно палаточного городка. Поэтому бивуаки армий наполеоновской эры, разбросанные по бульварам, смотрятся здесь вполне буднично: именно так на парижских Елисейских полях стояли когда-то и русские казаки.

— Для наших реконструкций необходимы строения, которых нет на Бульварном кольце, — уточняет Тимур Черепнин. — В этом году город предлагает так называемые окружные площадки в местах, где аутентичная стационарная застройка уже имеется. Она прекрасно дополняет картинку реконструкции, которую мы хотим показать людям. Всего же у нас, повторюсь, три площадки: «Школа хороших манер» на Ореховом бульваре (тут, например, можно посетить стилизованные классы мужской и женской гимназий), «Коммунальная страна» (послевоенный быт СССР воссоздан на площади Славы в Кузьминках) и «Пионерия имени Спартака». Бульвар Дмитрия Донского погрузили в атмосферу молодой Советской республики. Здесь принимают в пионеры — так, как это делалось в 1922 году, учат бить в барабан, трубить в горн и защищаться от газовой атаки.

Правовая коллизия

Фото: Кирилл Зыков/mskagency.ruОчевидно, что к прошлому нужно относиться трепетно и «восстанавливать» его осторожно. Последнее напрямую касается тех реконструкторов, которые занимаются эпохой Второй мировой. Дело в том, что в отечественное законодательство вкралось противоречие, и сегодня нормы ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» расходятся с отдельными положениями ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». «Если первый закон позволяет использовать нацистскую символику при условии отсутствия пропаганды, то второй запрещает всякое использование нацистской символики как оскорбляющей память жертв войны», — поясняет председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.

Депутаты предлагают устранить правовую коллизию. После принятия поправок нацистскую символику или атрибутику можно будет использовать в произведениях науки, литературы, искусства, в СМИ, а также в учебно-просветительских целях образовательным организациям, но во всех случаях строго вместе с осуждением нацизма и экстремизма! Ко второму чтению законопроекта, внесенного Комитетом по культуре и Комитетом по безопасности и противодействию коррупции, планируется добавить в текст документа музейные экспозиции и реконструкторов.

— Очень надеюсь, что инициатива будет принята, — комментирует Алексей Овчаренко. — Нет смысла замазывать свастику в кино, когда у каждого телефон подключен к интернету и можно по одному клику увидеть, как выглядела атрибутика Рейха. Запреты разжигают больший интерес, чем прямое объяснение, кто и под какими символами воевал. Если ограничения снимут, то в кино останется меньше клюквы. А статья о пропаганде нацизма никуда не денется, просто легче будет отделить одно от другого.

— Вот, скажем, открывается экспозиция «Нет фашизму», где мы показываем злодеяния нацистов, — подхватывает Тимур Черепнин. — Понятно, размещаются в том числе фотографии гитлеровцев, начальников и охранников концлагерей, чью форму «украшали» руны, мертвые головы и прочее. Показать преступления фашизма на выставке, в кино без самих персонажей, без этих элементов невозможно. Или представьте себе Штирлица и его коллег по рейхсканцелярии, одетых в пустые мундиры без знаков отличия!.. То же самое, когда речь идет об официальных реконструкциях сражений Великой Отечественной: Красная Армия должна побеждать вполне конкретного противника, а не какую-то невнятную массу, никакой пропаганды фашизма тут нет. Иное дело, неонацистские организации, которым гитлеровская символика требуется для того, чтобы показать свою причастность к людоедским идеям, — вот это, безусловно, следует строго преследовать по закону.


Фото на анонсе: Владимир Астапкович/РИА Новости



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть