Как во стольной Москве белокаменной

Августин СЕВЕРИН

02.05.2019

В столице проходят Дни исторического и культурного наследия — ​продлятся они до конца мая. В связи с этим «Культура» предлагает совершить прогулку по Москве археологической, посетить музеи и памятные места городского центра, посмотреть на артефакты, сохраненные там же, где и были впервые обнаружены.

Первый пункт нашего маршрута — ​Хохловская площадь, расположенная в начале Покровского бульвара. Тут раскинулась самая заметная столичная археологическая экспозиция под открытым небом. В ней всего один экспонат, но какой! Это часть основания стены Белого города, третьей после Кремля и Китайгородской стены линии обороны Москвы. До недавнего времени единственным напоминанием о том, что она проходила по современному Бульварному кольцу, был Белгородский проезд, ведущий от площади Покровки к Чистым прудам. Памятник крепости, защищавший Москву с XVI по XVII век, появился в 2017 году, когда городские власти завершили музеефикацию белокаменного фундамента. Сейчас его фрагмент находится в глубине сцены специально возведенного амфитеатра. А в прошлом году площадка перед экспонатом стала и реальной сценой: здесь в дни фестиваля «Времена и Эпохи» проходили потешные сражения мастеров исторической реконструкции.

Сравнительно недалеко, в Малом Златоустинском переулке, еще одна археологическая достопримечательность. Здесь, у поворота на Армянский переулок, до 1938 года стояла церковь Николая Чудотворца в Столпах, отстроенная в камне еще при царе Алексее Михайловиче. Часть основания церкви была обнаружена в ходе раскопок 2018-го, когда переулок реконструировали в рамках программы «Моя улица». Тогда же решили музеефицировать находку, сейчас она под стеклянной витриной. Выставлены фрагменты надгробий XV–XVII веков, некоторые украшены резьбой, а на одном из них прочитывается надпись — ​«вдова боярина». Создание в Москве полноценного лапидария — ​пока мечта историков, зато есть такие вот небольшие коллекции образцов резьбы по камню. Витрину уличного музея окружает воссозданная усилиями реставраторов булыжная мостовая XIX века.

По пути к следующей похожей коллекции в Театральном проезде находится другая занятная экспозиция: в Большом Златоустинском переулке в прошлом году появилась инсталляция из артефактов, найденных поблизости. Тут можно узнать и об истории Златоустовского монастыря, давшего имя переулкам. В Театральном же проезде, рядом с памятником первопечатнику Ивану Федорову, археологи откопали основание церкви Троицы в Старых полях и несколько надгробий с художественной резьбой и надписями.

Отсюда уже рукой подать до крупнейшего Музея археологии Москвы, который расположен на Манежной площади. Самый большой экспонат — ​Воскресенский мост через реку Неглинную. В начале XIX века реку заключили в коллектор, а ее мосты разобрали или засыпали. Пройтись по мосту, обнаруженному археологами в конце прошлого столетия, уже нельзя, но посмотреть на него можно в любой день, кроме понедельника. А еще здесь собрано огромное количество находок, сделанных археологами во время строительства торгового комплекса на Манежной.

Парк «Зарядье». Здесь, в подземном переходе, связывающем парковую территорию с Москворецкой набережной, действует новый археологический музей. Уже на входе за стеклом выложены ряды потемневших от времени бревен — ​это настоящая мостовая, по которой ходили жители и гости Зарядья в минувшие века. В самом музее — ​сохранившееся основание Китайгородской стены и множество находок, сделанных при создании парка: оружие, домашняя утварь из металла и керамики, 3D-модель берестяной грамоты (редкой для Москвы, но вовсе не из-за неграмотности наших предков, а оттого, что в здешних почвах береста сохраняется очень плохо) и два сосуда, в которых хранился клад — ​более 20 килограммов серебряных монет.

В одной из арок воссозданного участка Китайгородской стены, напротив концертного зала «Зарядье», можно заглянуть в найденную археологами комнату с бойницей подошвенного боя. Поначалу ее приняли за «слух» — ​помещение с особыми акустическими свойствами, позволявшими защитникам крепости услышать, что враг делает подкоп. Оказалось, что комната все же предназначена для другого. Бойницы подошвенного боя, находившиеся у основания стены, предназначались для обороны от противника, который приблизился вплотную. В этом случае враг пропадал из поля зрения защитников наверху, но на уровне основания его было прекрасно видно.

Наконец, самый первый уличный археологический экспонат Москвы, он находится в подземном переходе, на углу Китайгородского проезда и улицы Варварка. Речь идет об основании одной из башен Китай-города.

— Экспонировать археологические находки, которые сложно или невозможно перенести в музеи, в Москве начали еще в 1970-е годы, — ​рассказал «Культуре» руководитель Департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов. — ​Именно тогда, при строительстве подземного перехода для станции метро «Площадь Ногина», было принято решение музеефицировать часть белокаменного основания Варварской башни Китайгородской стены.

По словам главы Мосгорнаследия, сейчас в столице около двадцати археологических экспозиций под открытым небом и в помещениях. Но обнаруженных памятников много, археологи работают не покладая рук, так что впереди нас ждет еще достаточно интересных открытий.


Фото на анонсе: park-zaryadye.ru