У них в клубе

Марина ИВАНОВА

28.03.2019

В Государственном центральном музее современной истории России завершилась реставрация библиотеки знаменитого Московского Английского клуба. Ощутить себя завсегдатаями «читальни» элитного заведения, в стенах которого бывали Александр Пушкин, Лев Толстой, Петр Чаадаев, генерал Михаил Скобелев, зрители смогут уже в начале апреля.

Восстановлением интерьеров XIX века музей занимался с 2016 года. В конце 2016-го открылась бывшая парадная столовая Английского клуба, а в 2018-м — каминный зал. Ремонтно-реставрационные работы проводились в рамках Концепции развития музея до 2020 года. Генеральный директор музея Ирина Великанова рассказала:

— Мы ни на минуту не прекращали принимать посетителей. Правда, в июле на один месяц все-таки придется закрыть музей. В холле первого этажа будем воссоздавать пол из песчаника по старинным чертежам. Существующий пол, к сожалению, расчистить не получается. Надеемся к середине 2020 года завершить реставрацию оставшихся залов музея. В них откроется постоянная экспозиция, рассказывающая о периоде отечественной истории с 1917-го по 1953-й. Кроме того, во время работ в одном из корпусов — он сейчас называется корпус Г — обнаружились подвалы, о которых не было известно. Возможно, сделаем их доступными для публики.

Здание на Тверской, которое Английский клуб занимал на протяжении большей части своего существования, было выстроено в 1780-е генералом-поручиком Александром Херасковым, братом известного поэта Михаила Хераскова. Впоследствии владельцем особняка стал граф Лев Разумовский. Он затеял перестройку — столь глобальную, что французские войска, занявшие в 1812-м Москву, не заинтересовались полуразобранным домом. Главный архитектор проекта реставрации Марина Горячева отметила:

— В 1813 году ремонтные работы продолжились — по проекту архитектора Доменико Жилярди. В 1818-м здание приобрело в целом нынешний облик. После смерти Разумовского его вдова перебралась в Петербург, и дом стоял пустым. Английский клуб въехал в эти стены в 1831 году и оставался здесь вплоть до 1917-го. Библиотека располагалась в том же помещении, что у Разумовских. Мы нашли документы, подтверждающие участие в создании интерьеров Сантино Кампиони — российского скульптора итальянского происхождения. В «читальне», или «газетной», как ее еще называли, все колонны и фризы сделаны по его проекту: Кампиони занимался искусственным мрамором.

Английский клуб появился в Петербурге в 1770-е. В те же годы открылся и Московский Английский клуб. В основе лежала идея свободного времяпрепровождения джентльменов — женщинам вход был строго воспрещен. Московский клуб сменил несколько резиденций, прежде чем въехал в «Дом со львами»: так жители Белокаменной называли особняк Разумовского. Александр Фролов, заместитель заведующего научно-просветительским отделом музея, рассказал:

— Библиотека, или «читальня», считалась местом интеллектуальных занятий. Клуб выписывал периодику со всей Европы — на английском, немецком, французском языках, были, конечно, российские газеты. Здесь узнавали последние новости, листали новинки литературы — отечественной и зарубежной. Московский Английский клуб начинал работу примерно в семь утра и закрывался в час ночи. Гости играли в карты и бильярд, беседовали, отдыхали, даже спали — на специальных диванах. Завтракали и обедали в парадной столовой, причем завтраки были бесплатными.

Особое место в дворянской среде отводилось картам. Азартные игры разрешались везде, кроме помещения «читальни». Фролов отметил:

— Существовали и специальные комнаты. «Детская» — для тех, кто хотел просто пообщаться и предпочитал маленькие ставки. «Инфернальная», или «адская», — где собирались серьезные игроки, порой терявшие тысячи рублей, огромные деньги для того времени. Говорят, однажды Пушкин просадил за карточным столом гигантскую сумму — 24 тысячи рублей, целое состояние. Картежникам разрешалось оставаться на ночь в здании клуба — за особую плату, которая удваивалась каждые полчаса. Должников, не рассчитавшихся за проигрыш, сурово наказывали: исключали из клуба. Для восстановления требовалось уплатить штраф.

Попасть в Московский Английский клуб было непросто: стоимость ежегодного членского взноса варьировалась, оставаясь при этом довольно высокой. Скажем, в 1852 году она составляла 75 рублей. Новых членов избирали специальной процедурой — баллотировкой. Голосовали бильярдными шарами: получившие большинство черных шаров в клуб не попадали. Второго шанса кандидатам не давали. Поначалу в элитное заведение принимали лишь отпрысков аристократических семей, однако во второй половине XIX века ряды пополнили представители буржуазии.

В отреставрированных залах Английского клуба музей собирается возродить атмосферу XIX столетия — с той разницей, что доступ дамам теперь будет открыт. И, конечно, никаких азартных игр. Упор собираются сделать на историю, а также на культурное общение. Посетители смогут увидеть сохранившиеся предметы обстановки клуба. Планируются также просветительские и музыкальные вечера, в том числе для детей и для лиц пожилого возраста.


Фото на анонсе: Сергей Киселев/mskagency.ru