Скрябин-трансформер

Елена ЛИТОВЧЕНКО

25.12.2013

Мемориальный музей А. Н. Скрябина, что в Большом Николопесковском переулке, открывает новый корпус, где разместится Центр культурных инноваций «Дом Скрябина». Здесь разместятся современный выставочный зал, интерактивный класс для детской аудитории, фондохранилище. Сердцем «Дома Скрябина» должен стать уникальный мультимедийный зал-трансформер.

В новом музыкальном пространстве самые невероятные фантазии композитора станут явью. Рассказывает директор Мемориального музея Александр Лазарев:

— Мы прекрасно понимали, что, получив дополнительную тысячу квадратных метров, не сможем на столь скромных площадях сделать полноценный центр для массового зрителя. И потому договорились с учредителем — департаментом культуры Москвы — о разработке модели культурного музыкального центра для молодежи, необходимого столице. Причем для той ее части, которая либо уже интересуется серьезной музыкой, либо тяготеет к ней, но не имеет возможности более близкого знакомства. Мы не концертная организация и не досуговый центр, а музей, обладающий достаточным потенциалом, чтобы подготовить научную и художественную основу проекта. Идея была принята.

культура: Главное помещение Дома Скрябина называется зал-трансформер. Это нарядное, с белоснежными стенами, но весьма камерное пространство безо всяких признаков машинерии. В чем заключается «трансформация»?
Лазарев: Зал будет работать в обычном концертном режиме, с белым «заливным» светом и живой, естественной акустикой. Трансформация в том, что появится виртуальное пространство. При помощи современной техники, всевозможных проекций, мультимедийных приспособлений и других уникальных разработок маленький зал раздвинет стены. Аудитория сможет услышать, что происходит сейчас в любом другом месте страны и мира, а может перенестись и в другое столетие. Я благодарен правительству Москвы за то, что, увидев, как тщательно мы подготовили концепцию нового Центра, оно выделило дополнительные средства на приобретение самой современной аппаратуры для проведения мультимедийного шоу с классическим уклоном. В итоге бюджет Центра вырос на треть от первоначального.

культура: Для создания культурно-образовательных программ музею потребуются программисты, компьютерщики, специалисты по истории искусства, педагоги, наконец.
Лазарев: Расширение штатного расписания — наша реальность. Идея синтеза музыки и трехмерного изображения заинтересовала многих. Мы ежедневно встречаемся с кандидатами на новые должности. В Центре должны работать люди одаренные, разбирающиеся и в музыке, и в компьютерной технике. Их объединила экспериментальная молодежная музыкальная лаборатория «Scrıabın Lab».

культура: Скрябин любил тишину — так ему лучше работалось. А вы бежите от спокойной жизни. Почему?
Лазарев: Спокойной жизни в музеях таких личностей, как Булгаков или Скрябин, быть не может. Они — бунтари по духу. Скрябин всегда шел поперек. Еще в консерватории много времени проводил за инструментом и потянул правую руку. Она начала сохнуть. И Александр Николаевич стал больше работать левой и писать для левой руки. Это было воспринято как революция. Вот почему пребывание в этих стенах обязывает: здесь нельзя существовать по старинке, нельзя не искать новые пути.