25.12.2013
В новом музыкальном пространстве самые невероятные фантазии композитора станут явью. Рассказывает директор Мемориального музея Александр Лазарев:
— Мы прекрасно понимали, что, получив дополнительную тысячу квадратных метров, не сможем на столь скромных площадях сделать полноценный центр для массового зрителя. И потому договорились с учредителем — департаментом культуры Москвы — о разработке модели культурного музыкального центра для молодежи, необходимого столице. Причем для той ее части, которая либо уже интересуется серьезной музыкой, либо тяготеет к ней, но не имеет возможности более близкого знакомства. Мы не концертная организация и не досуговый центр, а музей, обладающий достаточным потенциалом, чтобы подготовить научную и художественную основу проекта. Идея была принята.
культура: Главное помещение Дома Скрябина называется зал-трансформер. Это нарядное, с белоснежными стенами, но весьма камерное пространство безо всяких признаков машинерии. В чем заключается «трансформация»?
Лазарев: Зал будет работать в обычном концертном режиме, с белым «заливным» светом и живой, естественной акустикой. Трансформация в том, что появится виртуальное пространство. При помощи современной техники, всевозможных проекций, мультимедийных приспособлений и других уникальных разработок маленький зал раздвинет стены. Аудитория сможет услышать, что происходит сейчас в любом другом месте страны и мира, а может перенестись и в другое столетие. Я благодарен правительству Москвы за то, что, увидев, как тщательно мы подготовили концепцию нового Центра, оно выделило дополнительные средства на приобретение самой современной аппаратуры для проведения мультимедийного шоу с классическим уклоном. В итоге бюджет Центра вырос на треть от первоначального.
культура: Для создания культурно-образовательных программ музею потребуются программисты, компьютерщики, специалисты по истории искусства, педагоги, наконец.
Лазарев: Расширение штатного расписания — наша реальность. Идея синтеза музыки и трехмерного изображения заинтересовала многих. Мы ежедневно встречаемся с кандидатами на новые должности. В Центре должны работать люди одаренные, разбирающиеся и в музыке, и в компьютерной технике. Их объединила экспериментальная молодежная музыкальная лаборатория «Scrıabın Lab».
культура: Скрябин любил тишину — так ему лучше работалось. А вы бежите от спокойной жизни. Почему?
Лазарев: Спокойной жизни в музеях таких личностей, как Булгаков или Скрябин, быть не может. Они — бунтари по духу. Скрябин всегда шел поперек. Еще в консерватории много времени проводил за инструментом и потянул правую руку. Она начала сохнуть. И Александр Николаевич стал больше работать левой и писать для левой руки. Это было воспринято как революция. Вот почему пребывание в этих стенах обязывает: здесь нельзя существовать по старинке, нельзя не искать новые пути.