Катайся и учись

Августин СЕВЕРИН

19.10.2018

В столице — новый развлекательно-познавательный проект под названием «Привет, Москва!». Его аудитория огромна: это все пассажиры метрополитена, которым представится возможность узнать об истории города и увидеть столицу в новом свете.

Проект стартовал 10 октября с запуска на Кольцевой линии одноименного поезда. В полдень белый состав серии «Русич» отправился в свое первое путешествие из электродепо «Красная Пресня».

— У нас в метро достаточно много брендированных машин, все они выполняют разные функции, одни информационную, другие, например предновогодние, — развлекательную. Этот же будет просветительским, — рассказал во время церемонии запуска первый заместитель начальника столичного метро по стратегическому развитию и работе с клиентами Роман Латыпов.

Смысл начинания — превратить путь от дома до работы в познавательную прогулку, отсюда и манифест проекта — «Любая дорога — это путешествие».

— Одна из основных задач, стоявших перед нами, — сделать поездку на транспорте максимально увлекательной и эмоционально насыщенной, дать возможность людям совершить экскурсию по родному городу, — рассказала куратор программы Оксана Бондаренко. — Приятно, что именно Московский метрополитен принимает проект, содействует и помогает ему.

— В метро очень много людей читающих, но все больше пассажиров, коротающих время, уткнувшись в телефоны. Наша цель — рассказать о тех местах, под которыми проезжает поезд, о городском транспорте, о событиях, которые происходят сейчас или случились сотни лет назад, — добавил Роман Латыпов.

Темой было выбрано москвоведение: говорить о городе, рассказывать его легенды можно практически бесконечно. Пассажиры смогут узнать, к примеру, как связан знаменитый летчик Валерий Чкалов с мозаиками Александра Дейнеки на «Маяковской», почему Арбатско-Покровская линия метро и улица Покровка имеют похожее название, почему в Московском метрополитене две пары станций с одинаковыми именами — «Арбатские» и «Смоленские» — и многое другое.

— Всего в рамках проекта «Привет, Москва!» запланировано четыре тематических блока: «Москва историческая», «Москва кинематографическая», «Москва музыкальная», «Москва литературная и театральная», — продолжает Оксана Бондаренко.

По мысли авторов, гидом будет персонифицированный Московский транспорт.

— «Я, Московский транспорт, 146 лет жил, видел, проезжал мимо. Знаю, мне есть чем поделиться с моим пассажиром» — примерно такая метафора у нас, у культурологов, — поясняет куратор начинания.

— Метрополитен — это опорный каркас города, — отметил инициатор проекта, директор Института экономики транспорта и транспортной политики при Высшей школе экономики Михаил Блинкин. — Представьте себе, что всего на один день все это перестанет работать. Город остановится. Он также указал на «благородное» происхождение общественного транспорта: его формулу, а именно движение по заранее объявленным маршрутам и расписаниям, придумал в 1661 году Блез Паскаль.

— Блез Паскаль был не инженером, но теологом по первой специальности, математиком и философом по второй и третьей, так что вопрос культурного бэкграунда общественного транспорта не обсуждается — он очень велик, — добавил директор института. — Мне приятно, что этот проект стартовал.

Рассказывать о Москве необычный гид будет прежде всего с помощью стикеров с текстом и иллюстрациями. Если раньше подобные плакаты расклеивались только в тематических поездах, то теперь их можно будет увидеть и в вестибюлях станций, переходах, вдоль эскалаторов и, скорее всего, на улице, у павильонов метро. Авторы проекта разработали особый стандарт подачи информации, в их версии он носит название «модульный метод».

— Гид не только здоровается, говоря «Привет, Москва!», и прощается «Ваш Московский транспорт!», но еще излагает интересные факты, предлагает полезную информацию и обязательно шутит, — пояснила Бондаренко.

К примеру, для пассажиров станции метро «Чертановская» придумали «прощалку»: «чертановски хорошего настроения!»

В создании информационных модулей приняли участие большое количество специалистов из разных сфер, это не только москововеды, культурологи, историки, искусствоведы, но и филологи, в частности, сотрудники Института русского языка имени Пушкина.

— Мы являемся свидетелями уникального явления: метрополитен становится территорией грамотности. Поверьте, это здорово, — отметила на церемонии запуска проекта ректор Института русского языка Маргарита Русецкая. — Мы сегодня можем сказать почти как саперы: «Проверено, ошибок нет». Все тексты, которые будут в этих составах, проверены с точки зрения орфографии, пунктуации, стилистики и даже с учетом стандартов новой коммуникации, поскольку понимаем, что текст, размещенный в бегущей строке, подчиняется иным правилам, нежели классический книжный. Московский стиль известен не только в России, но и далеко за рубежом. И его неотъемлемой частью всегда была московская речь, московский язык. Я рада, что сохранение этого стиля поддерживается метрополитеном. Это значит, что к красивой, чистой русской речи смогут приобщиться пассажиры из всех уголков Земли.

На линию первый поезд вышел практически девственно чистым, единственным его украшением в день запуска стали стикеры с хэштегами проекта: #УзнаюПоДороге, #ПриветМосква! и #ТранспортГоворитСТобой, наклеенные в первом вагоне. По мысли авторов, новые плакаты появятся в поездах и на станциях в течение всех десяти месяцев, пока будет длиться проект. Предполагается, что за это время Московский транспорт «расскажет» пассажирам метро около 800 увлекательных историй, а также много интересных фактов о городе и его жителях.

— Нам будет очень приятно, что, например, когда мы запустим литературный блок, человек, спустившийся на станцию метро «Беляево», сможет узнать, что здесь родина московского концептуализма, — пояснила куратор проекта. — Нам важно, чтобы житель района Беляево понимал, что Дмитрий Пригов — его земляк.

Впрочем, стикерами дело не ограничится, огромные возможности для знакомства со столицей предоставит сайт privetmoscow.ru. С его помощью можно будет отправиться в одну из разработанных экскурсий.

— Названия у маршрутов говорящие: «Москва сладкая», «Москва занимательная», «Москва веселая», — рассказала Оксана Бондаренко. Совершить путешествие можно будет с помощью аудиогидов, которые планируется разместить на сайте.

«Платформа также предполагает запуск приложения с элементами дополненной реальности «Тайны метро» и восемь уникальных онлайн- и офлайн-квестов», — сообщают организаторы акции. Информация на сайте будет пополняться постепенно, по мере развития начинания.

Блоки проекта начнут запускаться поочередно: на первые три отводится по два месяца, на театрально-литературный, который обещает стать самым насыщенным, — четыре.

— Первым мы запускаем исторический блок, в декабре, под Новый год, — киноблок, в феврале — музыка. Многие фестивали ориентированы на конец зимы — начало весны. Замыкает проект театрально-литературный блок, и тут хорошая погода нам в помощь, потому что мы хотим провести несколько флешмобов с молодыми актерами на 25 станциях метро, — сообщила Бондаренко.

Кольцевая линия для старта проекта была выбрана потому, что на нее пересаживаются пассажиры с разных радиусов, и шанс попасть в поезд «Привет, Москва!» появится практически у всех. Впрочем, кольцо — это только начало. В дальнейшем он переместится и на другие линии. Как сообщил «Культуре» Роман Латыпов, в дополнение к первому белому поезду Кольцевой планируется запустить еще четыре состава. В качестве «исторической ветки» организаторы выбрали Замоскворецкую.

— Формируя пул информации, мы вдруг обнаружили, что очень много интересных фактов связано с местами, по которым пролегает эта линия, — пояснила «Культуре» Оксана Бондаренко.

В подготовке материалов важную роль сыграли специалисты Государственного академического университета гуманитарных наук.

— Мы как историки прекрасно знаем, что человечество всегда стремилось к тому, чтобы было удобно, комфортно, выгодно. Но не только к этому. Мы, люди, хотим душевности, — отметил ректор вуза Денис Фомин-Нилов. — Очень хорошо, что с каждым годом столичный транспорт становится все комфортнее, удобнее и быстрее. А такой проект, как «Привет, Москва!», делает его еще и душевным.

В составе, который будет курсировать по «зеленой» ветке, планируется расклеить стикеры с двумя сотнями интересных исторических фактов и городских легенд. Линии для остальных тематических поездов пока не определены.

Организаторы не исключают, что через десять месяцев акция будет продолжена, возможно, в несколько ином формате. Также велика вероятность того, что со временем она распространится и на другие виды транспорта.

— Этот альянс культурных институций Москвы, Третьяковской галереи, наших ведущих гуманитарных вузов с производственным, железным каркасом города мне представляется очень перспективным, — резюмировал Михаил Блинкин.


Выход в город

Искусство начало искать способы «выйти в люди» с момента его определения как «классики» и заключения на этом основании в музейные залы. В России процесс окончательно оформился в конце девятнадцатого века, а уже в начале двадцатого художественная мысль начала рваться обратно — на улицу.

Так, к первому такому выходу в город критик и исследователь уличного искусства Игорь Поносов относит эксперименты Малевича, который совместно с объединением УНОВИС оформил несколько фасадов в Витебске в стиле супрематизма. Продолжили художественную дискуссию на городских улицах Маяковский и Родченко. Всем известны изображения конфет и папирос, перемежавшиеся рекламными лозунгами на семиэтажном доме Моссельпрома.

В наши дни искусство осваивает уличные площадки, становясь платформой для обсуждения горячих социальных вопросов. Пальму первенства по количеству дискуссий и споров сегодня уверенно держит Нью-Йорк: именно там были представлены знаменитые «водопады» под Бруклинским мостом Олафура Элиассона и скульптура Карла Фредрика Рейтерсварда «Нет насилию» в виде револьвера с завязанным узлом дулом.

Не отстает и Лондон, где площадка около галереи «Тейт Модерн» отдана «на растерзание» современным художникам, часто рисующим там граффити или устанавливающим арт-объекты. А другой английский город, Бристоль, подарил миру одного из самых известных уличных художников и политактивистов, выступающего под псевдонимом Бэнкси.

По сравнению с этими «говорящими стенами» в России искусство делает пока очень осторожные попытки завести диалог с горожанами. Но, по словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, отправившей в путешествие по подземке двадцатый век русской живописи в рамках проекта «Интенсив XX», продолжать эти эксперименты нужно, даже если отклик не слишком большой. Это гораздо приятнее, чем смотреть на рекламные билборды. И с этим, конечно, трудно не согласиться.



















Бренд и паровоз

«Привет, Москва!» продолжает традицию именных поездов Московской подземки, посвященных событиям или юбилеям. Например, поезд, посвященный 50-летию газеты «Правда», «Дзержинец», на строительство которого собирала металлолом молодежь Дзержинского района Москвы, и даже «Женский поезд имени 8 Марта», он перевозил пассажиров до 1975 года. Вероятно, он ходил бы по Сокольнической ветке и дальше, но вагоны типа А, которыми был укомплектован состав, в рамках плановой модернизации заменили на новые.

Из действующих именных составов старейшим является «Народный ополченец», посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. Он начал работу на Замоскворецкой линии в 1988 году и поначалу мало чем отличался от обычных поездов, однако в 2006 году дизайн полностью обновили: на вагоны были нанесены надписи «Народный ополченец» и «1941–1945», а внутри появились материалы о Великой Отечественной войне. В мае 2015 года дизайн обновили еще раз: наклейки с названием поезда были заменены, а внутри вагонов появились материалы, посвященные семидесятилетию Победы.

Первым именным метропоездом, имеющим не только декоративные, но и технические отличия от стандартных составов, стала «Акварель», пущенная ко Дню защиты детей в 2007 году по Арбатско-Покровской ветке. Изначально состав представлял собой галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы, поэтому все пять вагонов «живописного» состава были оклеены цветной пленкой с изображениями цветов, фруктов и деревьев кисти художника. Однако в мае 2010 года экспозиция сменилась, и теперь в поезде регулярно представляют живопись лучших музеев страны. По сравнению с обычными вагонами этого типа в поезде «Акварель» отсутствует ряд сидений на одной половине вагона — они заменены репродукциями картин с индивидуальным освещением, отсылающим к формату художественной галереи. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола и сидений.

Цифровым «пионером» подземки стал состав «Читающая Москва», торжественно презентованный на станции «Воробьевы горы» в 2008 году. В нем впервые появился свободный доступ к Wi-Fi, с помощью которого, по задумке авторов проекта, можно скачивать книги из электронных библиотек. Все шесть его вагонов были посвящены мировым литературным шедеврам: от изображений героев народного эпоса Ильи Муромца и Добрыни Никитича до цитат из произведений Антуана де Сент-Экзюпери, Марка Твена, Жюля Верна и Герберта Уэллса. Впрочем, в таком формате он просуществовал недолго: в декабре 2015 года была запущена вторая версия «Читающей Москвы». Помимо «книжного» оформления, поезд получил и другую особенность: информационные объявления здесь озвучивали писатели Дмитрий Глуховский и Татьяна Устинова. Сегодня литературный поезд ходит по Люблинско-Дмитровской линии.

Еще одним составом, отличающимся от стандартных не только оформлением, но и конструкцией, стал ретропоезд «Сокольники», стилизованный под первый поезд Московского метрополитена. Специально для этого проекта «Метровагонмаш» изготовил вагоны, имитирующие те, которые были полностью выведены из эксплуатации в 1975 году. Ретровагоны окрашены в характерные для того времени цвета: песочно-желтый верх и светло-коричневый низ. Вместо стандартных сидений каждый вагон оборудован диванами из кожзаменителя, пластиковая обшивка имитирует линкруст, материал, применявшийся в поездах старых серий, а в потолок вмонтированы светильники-бра. Изначально в вагонах были установлены деревянные рамы на окнах, но впоследствии их заменили на стандартные алюминиевые, правда, оклеенные пленкой под дерево. Интересно, что ретропоезд стал единственным составом Московского метрополитена, намеренно не оснащенным Wi-Fi — для наиболее полного погружения в эпоху тридцатых годов.


Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru