Зарядили по полной

Александр МАТУСЕВИЧ

12.09.2018

8 сентября на территории московского парка «Зарядье» в самом центре столицы торжественно открылся концертный зал.

Мероприятие прошло на самом высоком уровне — ​с приветственной речью к собравшимся обратился президент Владимир Путин, среди приглашенных — ​весь истеблишмент, включая премьер-министра Дмитрия Медведева и председателя Государственной думы Вячеслава Володина. Президент выразил уверенность, что этот зал призван стать сердцем и душой уникального парка в самом центре нашей столицы, приумножить неповторимый образ нашей Москвы и всей России, олицетворяет собой историческую гордость нашего народа и одновременно его стремление создавать новое, идти, безусловно, только вперед.

«Убежден, что он сыграет значимую, значительную роль в закреплении за Москвой статуса одной из ведущих музыкальных столиц нашей планеты… Искренне желаю, чтобы музыка, которая будет звучать в этом прекрасном зале, объединяла людей, наполняла их нравственной энергией, вдохновляла на добрые помыслы, поступки и свершения», — ​подчеркнул российский лидер.

В новом концертном комплексе два зала — ​на 1600 и 400 мест. Несмотря на оригинальность архитектуры здания и убранства главного зала, некоторые усмотрели в его облике отголоски гамбургской «Эльбфилармонии» или бакинского Центра Гейдара Алиева. Акустические качества нового филармонического пространства одобрены ведущими российскими и зарубежными музыкантами, что не может не радовать любителей классической музыки. Несколько огорчили масштабы зала, выстроенного на месте бывшей гостиницы «Россия»: сцена его вместительна, способна принять оркестр, пожалуй, любого, самого грандиозного состава, а вот по количеству зрительских мест, к сожалению, ничем не отличается от уже имеющихся московских площадок (БЗК, КЗЧ, ММДМ, КЗДС).

Новый концертный комплекс, по сути, московская резиденция Валерия Гергиева. Таким образом, его «империя», имеющая помимо залов в Петербурге также локации во Владивостоке и Владикавказе, продолжает расширяться. Самый титулованный дирижер России лично провел первый концерт в «Зарядье», который благодаря телевизионной трансляции смогла посмотреть огромная аудитория как в России, так и в мире. К сожалению, прямое вещание вели только иностранные каналы («Меццо» и «Медичи»), отечественные же («Культура», «Россия 1») довольствовались лишь записями, данными с сокращениями.

Помимо гергиевских коллективов — ​хора и оркестра возглавляемого им Мариинского театра — ​участие в гала приняли именитые музыканты, тесно сотрудничающие с маэстро. К примеру, израильский скрипач Пинхас Цукерман проникновенно просолировал в «Меланхолической серенаде» Чайковского, явив и мастерство, и подлинную выразительность. Мариинские коллективы пленяли качеством — ​играли и пели экспрессивно и точно, даря слушателям свое фирменное, колористически богатое, сочное звучание. Что касается интерпретации исполненных номеров, то здесь есть о чем поспорить: «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского оказался по-петербургски холодным и сдержанным, а его же «Богатырские ворота» и «Торжественная увертюра» Родиона Щедрина — ​слишком буйными и избыточными по громогласной нюансировке.

Солисты-вокалисты показали себя по-разному, хотя, конечно, высокий уровень исполнения был в целом гарантирован. Обворожительный голос Альбины Шагимуратовой продолжает «матереть», отчего ее Людмила («Руслан и Людмила» Глинки) становится все более решительной, хотя уже и не столь искусной в выпевании колоратурных украшений. Еще дальше по той же дорожке продвинулась Анна Нетребко: ее Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова) больше напоминала Турандот или Леди Макбет — ​сочности и мощи в звуке было хоть отбавляй, а вот мягкости и гибкости почти не осталось. Михаил Петренко спел старика Хованского в щемящем диалоге с хором «Батя, батя, выйди к нам» («Хованщина» Мусоргского) культурным европейским звуком, совсем не в духе русской басовой традиции — ​предводитель стрельцов-бунтовщиков, кичливый потомок Гедимина обернулся благообразным вердиевским старцем. А вот Ильдар Абдразаков сумел гармонично соединить традицию бельканто и национальный дух в трактовке образа преступного царя Бориса (Сцена коронации из «Бориса Годунова» вновь Мусоргского).

Два больших фортепианных сочинения уравновесили вокальную часть концерта. «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова в несколько истеричной манере исполнил Даниил Трифонов, тем самым словно перевоплотившись в героя рахманиновской фантазии, — ​нервические темпы и обостренные акценты делали образ Паганини еще более демоническим, чем принято считать. Первый фортепианный концерт Шостаковича (знаменитый наличием второго сольного инструмента — ​трубы, на которой играл Тимур Мартынов) вышел у Дениса Мацуева блистательным по технике и двойственным по настроению — ​и философски углубленным, и революционно задорным, что абсолютно созвучно мыслям великого композитора.


Фото на анонсе: Денис Гришкин/mskagency.ru