С «Иллюзионом» не расстаются

Августин СЕВЕРИН

07.09.2018

В последние дни лета в столице снова открыл свои двери знаменитый «Иллюзион». Его руководство сразу объявило о нескольких важных нововведениях: во-первых, кинотеатр начнет работать круглосуточно, во-вторых, появится новый кинозал. Во всем остальном площадка сохранит верность традициям, здесь по-прежнему можно будет посмотреть как классику кинематографа, так и новинки авторского кино.

«Иллюзион» не работал почти все лето. В администрации Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд), в ведении которого находится кинотеатр, «Культуре» пояснили, что закрытие было связано с вынужденным ремонтом.

— Прежнее руководство организовало на минус первом этаже, условно говоря, место для посиделок, — сказала директор по PR и спецпроектам Госфильмофонда Дарья Аношина. — Были перепланированы инженерные, сантехнические и прочие коммуникации, нарушена гидроизоляция помещения. Результат — подтопления после каждого сильного дождя. Уже весной сотрудники кинотеатра нас предупредили, что, как только начнутся осенние ливни, на минус первом этаже снова будут потопы. Поэтому, чтобы в ближайшее время не возвращаться к этой теме вновь и вновь, руководством было принято решение провести капитальный ремонт с заменой ключевых коммуникаций.

Исторические элементы интерьера остались прежними, изменения минимальны. Во-первых, пришедший в негодность мраморный пол заменили на более долговечный черный карельский гранит: старая плитка просела, так что угроза споткнуться в фойе кинотеатра была вполне реальной. Стены фойе, долгое время бывшие желтыми, окрасили в серый цвет. Лепнину практически не трогали, только почистили. Еще одно заметное изменение — с окон убрали тяжеловесные бордовые бархатные занавеси с массивными кистями. Теперь в дневное время в помещении намного светлее. На подоконниках появятся подушки, можно будет посидеть, зарядить телефон или другое устройство.

На стенах фойе — копии оригинальных афиш, хранящихся в архиве Госфильмофонда, в том числе самая первая — фильма «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Предполагается, что мини-экспозиция будет обновляться раз в два-три месяца. Это же касается и украшающих стены архивных фотографий. Сейчас здесь черно-белые кадры со съемок фильмов Алексея Германа-старшего, Андрея Тарковского, Сергея Эйзенштейна.

— В нашем фонде хранится примерно 460 тысяч бумажных экспонатов, это афиши, фотографии, сценарные и монтажные листы, — уточнила PR-директор. — В будущем экспозиции станут тематическими, например, в год юбилея какого-нибудь режиссера мы могли бы не только показывать его фильмы, но и подготовить посвященную ему фотовыставку.

На плазменных телевизорах, появившихся в фойе после реконструкции 2013–2014 годов, будут транслировать трейлеры к фильмам и проморолик кинотеатра и Госфильмофонда, его выход запланирован на ближайшие дни.

Изменения, также не слишком радикальные, коснулись и зрительного зала.

— Здесь просто поменяли лампы и хорошенько его почистили, — продолжила Дарья Аношина, — полностью заменили ковролин, на ступеньках лестницы сделали подсветку. Стены зала обили новыми звукоизоляционными панелями.

Мебель полностью новая. Кресла, которые были прежде, не соответствовали современным стандартам даже с точки зрения противопожарной безопасности. Сейчас в проекторной — три киноаппарата, поэтому здесь можно посмотреть как классику, так и новое кино. Цифровой проектор показывает 2D- и 3D-фильмы с любых носителей. Рядом с ним — два пленочных 35-миллиметровых аппарата. Специалисты также рассматривали возможность установить и аппарат для 90-миллиметровой пленки, но потом от этой идеи отказались: для демонстрации таких картин нужен экран большего размера, чем есть в «Иллюзионе».

Среди ожидаемых новаций — внедрение фирменного стиля кинотеатра и Госфильмофонда, который будет представлен в конце сентября. Известно, что в его основу ляжет новый логотип «Иллюзиона», вывеска кинотеатра образца 1966 года. Элементы фирменного стиля будут использованы для изготовления навигационных табличек в фойе и номеров рядов и кресел в зрительном зале.

Кстати, привычного металлического козырька у входа в кинотеатр больше нет, за прошедшие десятилетия он очень обветшал и шатался при сильных порывах ветра.

— Асфальтовое основание, на котором он находился, также пришло в негодность, многие спотыкались, а ведь среди наших зрителей довольно много людей старшего возраста, — подчеркнула Дарья Аношина. — В результате металлическую конструкцию убрали, дорожное покрытие привели в порядок. Сейчас вход выглядит точно так же, как и 60 с лишним лет назад, в момент открытия «Иллюзиона».

По словам PR-директора, около половины репертуара кинотеатра будут составлять архивные фильмы из коллекции Госфильмофонда.

— Без прокатных фильмов, на одном архиве держаться довольно сложно. Но и новинки пройдут тщательный отбор, никаких блокбастеров в «Иллюзионе» не будет — упор сделаем на новое авторское российское кино. Мы хотим показывать фильмы молодых режиссеров, и поддержка начинающих авторов будет одним из основных направлений работы кинотеатра. «Иллюзион» станет местом встречи старой доброй классики с современным киноискусством.

Целый ряд фильмов, которые Госфильмофонд в ближайшее время собирается представить зрителям, — это находки, сделанные недавно научным отделом организации, а также отреставрированные кинокартины.

— Например, 25 августа, в день открытия, мы показывали ленты с американо-итальянским актером первой половины прошлого века Монти Бэнксом, — напомнила PR-директор. — Это фильмы 20–30-х годов, которые до недавнего времени считались утраченными.

Одно из направлений работы сотрудников научного отдела Госфильмофонда — просмотр пленок из архива, благодаря им и происходят подобные приятные открытия. Еще один важный источник пополнения коллекции — сотрудничество с Международной федерацией киноархивов (FIAF).

— Одна из целей FIAF — это международный обмен. Если, предположим, у кого-то из зарубежных коллег в архивах обнаруживаются российские ленты, они нам об этом сообщают, происходит обмен на что-нибудь из нашего архива, либо просто нам присылают копию фильма в подарок, — рассказала Дарья Аношина.

Как и шесть десятилетий назад, «Иллюзион» — единственная площадка, на которой можно познакомиться с отечественной и зарубежной киноклассикой, хранящейся в Госфильмофонде. У организации есть еще один кинотеатр — «Россия» в Саранске, но он по преимуществу работает как прокатный. В планах на будущее — бесплатные показы архивных фильмов и в Мордовии.

Демонстрацию кино из своих архивов руководство Госфильмофонда рассматривает как просветительскую миссию, поэтому большинство ретрокинопоказов хотят сделать бесплатными.

— Одно из приоритетных направлений — это показы для детей, — подчеркнула Дарья Аношина. — В последних числах ноября пройдет детский кинофестиваль. Вообще, планов много. Так, на середину сентября намечена ретроспектива фильмов с участием Роми Шнайдер.

Круглосуточные показы начнутся в октябре-ноябре этого года. Скорее всего, нонстопом фильмы будут идти по выходным, руководство кинотеатра вполне резонно ожидает, что в будни желающих провести ночь в кинотеатре найдется не слишком много.

— В наших планах — ночные спецпоказы, например, творческие вечера какого-нибудь режиссера, сопровождаемые показом его фильмов, — сказала Аношина. — Впрочем, на данный момент формат окончательно не определен, это станет ясно ближе к запуску проекта.

И наконец, последняя новость: второй зал «Иллюзиона» должен открыться в следующем году, он будет сравнительно небольшим, всего 30–35 мест, и станет лекторием. Запустить его собираются в той части кинотеатра, где сейчас расположены кассы.


Александр Васькин, писатель, москвовед:

— Значение кинотеатра для Москвы и для страны трудно переоценить. Ореол вокруг него сформировался в 70-е годы прошлого столетия. Там можно было посмотреть кино, которое не показывали больше ни в одном кинотеатре СССР.

Кстати, первое название — не «Иллюзион». Сначала в высотке на Котельнической набережной был открыт кинотеатр «Знамя». Дело в том, что в сталинских высотных зданиях, которые были отданы под жилье, было предусмотрено все, что могло бы понадобиться их обитателям: магазины, почта, аптека. И кинотеатр. В высотке на площади Восстания (с 1992 года — Кудринской площади. — «Культура») он также был, назывался «Пламя». Тот кинотеатр не пережил лихих 90-х, а «Иллюзион» удалось сохранить.

После открытия в «Знамени» показывали довольно заурядные советские фильмы. Тогда в этом доме проживало большое количество актеров, например, Фаина Раневская, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова — звезды тех лет. Можно сказать, что те, кто жил в этом доме, и мелькали на экране кинотеатра «Знамя». Это длилось до тех пор, пока не было принято решение открыть там «Иллюзион» как филиал Госфильмофонда. С самого начала показывали черно-белые фильмы, европейскую и советскую классику. К архивам в Советском Союзе было особое отношение — с одной стороны, трепетное, с другой — подозрительное. Многие были закрыты, в тот же самый Госфильмофонд человек с улицы попасть просто не мог. Открытие «Иллюзиона» в 1966 году стало событием, без преувеличения, всесоюзного масштаба. Хрущевская оттепель уже закончилась, и начало работы такого кинотеатра стало ее запоздалым проявлением: люди получили возможность посмотреть произведения классиков европейского кино. Правда, первым был показан «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна. В то время в кинотеатрах, и «Иллюзион» не был исключением, один и тот же фильм крутили с утра до вечера. Можно было посмотреть «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса и «Седьмую печать» Ингмара Бергмана — большое количество фильмов, которые обычный советский человек не имел возможности посмотреть ни в кино, ни по телевизору. Сегодня трудно понять то далекое время, сейчас практически в каждом доме — десятки телеканалов, есть интернет, доступ к классике предельно упрощен. А для тех лет значение «Иллюзиона» было неоценимым. Ко всему прочему, кинотеатр высотки на Котельнической выполнял и просветительскую функцию: там читали лекции, посвященные различным направлениям киноискусства, в том числе и современного, организовывались встречи с актерами и режиссерами. В широкий прокат фильмы, которые показывали в «Иллюзионе», попасть не могли в принципе, и не только из-за запретов: советский кинопрокат был заточен на получение прибыли, и значительное количество киношедевров дать ее не могли. Зато, например, «Бродягу» с Раджем Капуром крутили несколько лет, фильм приносил стабильный доход. В одной только Москве в то время было около 120 кинотеатров, но лишь один «Иллюзион».

Еще один момент: «железный занавес» не позволял гражданам СССР посмотреть многие фильмы, которые привозились на мировые кинофестивали, даже восточноевропейские. Зато был Московский кинофестиваль, на который из-за границы приезжали звезды мировой величины, всех их старались пригласить выступить в «Иллюзионе». Там побывали Акира Куросава, Жанна Моро, Джульетта Мазина, Жан Маре, Сидни Поллак и многие другие. Кстати, Радж Капур также выступал здесь.

Зрители этого кинотеатра составляли своего рода клуб: в массе своей это была одна и та же аудитория, все друг друга знали, все эти «физики и лирики» 60–80-х годов встречались там, обсуждали новинки кино. Я лично знаю людей, которые там практически жили, «Иллюзион» был для них глотком свежего воздуха.

Сложности начались в 80-е, когда в стране появились первые видеомагнитофоны и видеосалоны. Начали работу и другие площадки, на которых демонстрировалась мировая классика, например, Киноцентр на Красной Пресне. Но и тогда «Иллюзион» выгодно отличался от условных конкурентов, прежде всего своей академичностью. Сложнее было в 90-е, тогда поклонники кинотеатра всерьез опасались, что он прекратит работать. Поэтому я очень рад, что сейчас он вновь открылся.


Фото на анонсе: Андрей Никеричев/mskagency.ru