В очках и наяву

20.07.2018

Августин СЕВЕРИН

Посмотреть на восьмую сталинскую высотку и Дворец Советов, стать свидетелем гибели Помпеи, полюбоваться на древний Суздаль — благодаря современным технологиям сегодня может каждый. Речь идет не о машине времени, а о дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). Новый подход позволяет заинтересовать даже тех, кто никогда не увлекался историей.

— Мы начали работу в Италии, — рассказал «Культуре» продюсер компании-разработчика Олег Васильков. — Почему наш выбор пал на Помпеи? Во-первых, это руины: люди, приезжая туда, не могут увидеть ничего, кроме остатков строений, возведенных две тысячи лет назад. Поэтому мы предложили им историческую реконструкцию отдельно взятых объектов. Во-вторых, ежегодно туда приезжают более трех миллионов человек. Популярнее только Колизей и римский Форум. Но они на порядок сложнее.

Для археологического парка была разработана трехмерная карта с GPS-навигацией (18 точек по всей территории, на посещение которых уходит приблизительно два часа), приложение «3D-фото»: человек с помощью смартфона может сделать псевдотрехмерную фотографию, третья программа позволяет посмотреть виртуальную реконструкцию нескольких объектов. Есть элемент квеста: на экране человек видит руины и их контуры. Как только он совмещает их с изображением, появляется храм Юпитера в том виде, в каком его застало извержение. Также был снят фильм в виртуальной реальности, который называется «Помпеи — голоса из прошлого». Посетитель может зайти, к примеру, в Одеон (Малый театр), сесть на трибуну и посмотреть трехмерное кино, повествующее о том, как храм Мельпомены разрушается во время извержения Везувия.

Сегодня совершить виртуальное путешествие во времени можно и не покидая пределов нашей страны: уже прошла первая VR-экскурсия по столице России. Она называется «Москва, которой не было».

— Мы воссоздали проекты, оставшиеся на бумаге, — рассказывает представитель компании. — Экскурсия посвящена русскому авангарду 20–30-х годов и архитектуре сталинской эпохи. Сегодня у нас 12 памятников. Идея в том, чтобы поместить человека сначала в реальную среду, затем отправить в то же место в виртуальном мире, показать, как оно могло выглядеть, если бы смелые планы советских архитекторов стали реальностью.

Участники получают VR-очки, у гида — планшет или смартфон, где экскурсия представлена в виде обычного плей-листа. Путешествие во времени начинается на Манежной площади: здесь, на месте гостиницы Four Seasons (бывшей «Москвы»), в 20-е годы планировалось построить Дворец Труда. Один из макетов предложили корифеи советского авангарда братья Веснины. Их работа — первое воплощение принципов конструктивизма в архитектуре. Надев очки, экскурсанты видят, как выглядела бы площадь, если бы проект реализовался. Затем картинка меняется: теперь на месте гостиницы появляется Дворец Труда, который предлагал возвести Константин Мельников. Посмотреть на них можно и с других точек.

— Ракурсов может быть сколько угодно, все зависит от того, как проходит маршрут, — поясняет Васильков. — Но использовать VR-очки в движении нельзя, просмотр происходит только в статичном положении.

Продолжение — на Пушкинской площади. Здесь гид сначала рассказывает про спроектированные в 20-е годы здания столичного отделения «Ленинградской правды». С помощью VR-очков туристы, как и на Манежной площади, видят два проекта, и авторы те же — Мельников и братья Веснины. Мельниковская редакция — небольшая башня, пять этажей-кабинетов, которые могли бы вращаться вокруг оси. Проект Весниных также пятиэтажный, но его силуэт более лаконичен.

Поднимаемся на балкон киноконцертного здания «России» и узнаем, каким хотел увидеть здание «Известий» архитектор Григорий Бархин. Вариант мини-небоскреба победил на конкурсе, однако потом от него  отказались в пользу другого проекта того же автора. Здание в стиле конструктивизма и сейчас украшает Пушкинскую площадь.

После Пушкинской возвращаемся на Красную площадь и останавливаемся возле ГУМа, напротив Мавзолея Ленина. Нам показывают реализованные проекты архитектора Алексея Щусева: самый первый, временный, построенный после смерти вождя и простоявший здесь с января по март 1924 года, и следующий, который стоял до конца 1929 года и по форме был очень похож на современный, воздвигнутый в 1930 году. Можно  увидеть мавзолей, спроектированный Федором Шехтелем, который не был построен.

Дом Наркомтяжпрома. Проект Ивана Леонидова. 1934–1936Перемещаемся на Васильевский спуск, откуда смотрим, как могло выглядеть здание Наркомата тяжелой промышленности, которое планировалось возвести на месте современного ГУМа. Экскурсантам показывают проекты Константина Мельникова и Ивана Леонидова. Сооружения очень велики, поэтому рассматривать их стоит только с большого расстояния. Затем идем на Большой Москворецкий мост, с которого можно полюбоваться на Зарядье. Парк здесь появился после сноса гостиницы «Россия» — самой большой в Европе. Ее возвели на фундаменте, подготовленном для строительства восьмой сталинской высотки, спроектированной Дмитрием Чечулиным. Кроме того, в VR-очках отсюда хорошо виден Дворец Советов, который так и не был построен на месте специально для этого снесенного Храма Христа Спасителя. Завершается экскурсия у памятника князю Владимиру на Боровицкой площади.

— Мы планируем охватить период XIX — начала XX века, когда еще существовало старое Зарядье. Кремль до пожара 1812 года выглядел совсем иначе, а стены и башни Китай-города еще не были снесены, — продолжает Олег Васильков.

Последний запущенный проект — экскурсия по Суздальскому кремлю.

— В Суздале мы работали в сотрудничестве с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, — поясняет он. — Там было много съемок в храмах, поэтому нам потребовалось даже получить благословение митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия. И очень за это благодарен, потому что нам удалось снять очень много интересных сюжетов, которые обычный посетитель видеть не может. Например, во владимирском Успенском соборе мы смогли подняться на хоры и оттуда получить необычные ракурсы. Для проведения экскурсий мы сделали реконструкцию Суздальского кремля.

Отдельно создается коллекция «Культурное наследие ЮНЕСКО в виртуальной реальности», финальная цель — сделать фильмы обо всех памятниках из списка. Уже завершили работу над восемью объектами во Владимире и Суздале, на очереди церковь Вознесения в Коломенском и Новодевичий монастырь, дальше — Сергиев Посад, Ярославль, Ростов Великий.

Есть предложения и для художественных музеев. В них зачастую выставляются копии произведений искусства, а благодаря VR-очкам посетители смогут узнать, как выглядит оригинал. Например, статую Давида Микеланджело, копия которой стоит в Итальянском дворике ГМИИ имени Пушкина, с помощью очков виртуальной реальности можно увидеть в Академии изящных искусств во Флоренции или на площади Синьории, где она стояла изначально.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть