В родную гавань

Августин СЕВЕРИН

24.05.2018

Речные прогулки снова становятся одним из важнейших направлений столичного туризма. Количество водных путешественников в прошлом году увеличилось на 15 процентов. Корреспондент «Культуры» разобрался в истоках нового тренда и выяснил, чем московские речники собираются порадовать своих пассажиров в предстоящем сезоне.

В последние годы количество водных туристов растет, заявил руководитель Канала имени Москвы Герман Елянюшкин, и есть все основания ожидать, что тенденция сохранится и в дальнейшем.

— Если в 2016 году в круизы отправилось более 235 тысяч туристов, то в 2017 году — 270 тысяч человек, — отметил он. — Учитывая, что в столице, Московской области и в соседних регионах проживает около 30 миллионов человек, плюс 16–18 миллионов туристов, цифра не слишком большая. Считаю, что это огромный потенциал для роста. Ведь речь идет не только о недельных и двухнедельных путешествиях в Санкт-Петербург или Астрахань, есть и туры выходного дня. Это достаточно динамичная индустрия отдыха, на бортах теплоходов постоянно проводятся анимационные программы, суда совершают остановки в туристических целях.

Увеличение турпотока и поддержка со стороны государства позволили судоходным компаниям сдвинуть дело с мертвой точки. Впервые с 70-х годов заложены современные круизные суда, «плавучие пятизвездочные гостиницы» — как сказал Герман Елянюшкин, каждая стоимостью более трех миллиардов рублей.

— Благодаря государственной помощи проблема начинает решаться: по заказу компании «Мостурфлот» строится теплоход серии PV300, который выйдет в эксплуатацию в 2019 году, мы строим аналогичное судно, оно сойдет со стапелей в 2020 году, — заявил Андрей Смолин, — и, надеемся, станет серийным; и в течение ближайших десяти лет российский круизный флот будет обновлен.

PV300 — это современное четырехпалубное круизное судно, предназначенное для работы как в речных, так и в морских водах.

— Один из наших новых теплоходов будет ходить и в морские путешествия, напомнив о том, что Москва — это порт пяти морей, — рассказала заместитель гендиректора «Мостурфлота» Светлана Гончарова. — Уже сейчас готовится расписание круизов в Каспийское, Азовское и Черное моря.

А в этом году продолжит работу «Московская кругосветка» — едва ли не единственный в мире речной кольцевой круизный маршрут. Есть у него и более точное название — «Речное Золотое кольцо». Он начинается в Коломенском, у Южного речного вокзала, проходит по Москве-реке, Оке, Волге и Каналу имени Москвы с его водохранилищами и шлюзами, а завершается на берегу Химкинского водохранилища, у Северного речного вокзала. На пути следования — Коломна, стоящая у впадения Москвы-реки в Оку, родина Сергея Есенина село Константиново, былинная Рязань, Касимов, город святых Петра и Февронии Муром, города мастеров Павлово и Городец, не нуждающийся в представлении Нижний Новгород, затем — Кинешма, Плёс с домиком Левитана, Кострома с памятником Ивану Сусанину, Ярославль, Рыбинск, город-музей Мышкин, Углич, Калязин.

Кольцевой маршрут был запущен в 1987 году, но просуществовал сравнительно недолго, главным образом из-за того, что Ока стала практически непригодной для судоходства. В последние годы небольшие транспортные суда еще могли пройти по реке, а пассажирским, всем без исключения, путь был заказан. Причина — неудовлетворительное состояние двух гидроузлов — «Кузьминского» и «Белоомута». Оба были построены еще до революции, из дерева, управлялись вручную. Неудивительно, со временем они заметно обветшали, морально и физически устарели.

— В 2015 году было завершено строительство гидроузла в районе села Кузьминское Рязанской области стоимостью более пяти миллиардов рублей, благодаря чему была возрождена «Московская кругосветка» — там пошли теплоходы, и это внесло свою лепту в увеличение туристического потока, — рассказал Герман Елянюшкин.

Строители возвели новую плотину и шлюз, и на сегодняшний день «Кузьминский» — единственный крупный судоходный гидроузел, построенный в России после 1987-го. По кольцевому маршруту курсируют сравнительно небольшие двухпалубные теплоходы проекта 305, более крупные суда пройти через Оку пока не могут.

Но на очереди — «Белоомут». Как сообщили «Культуре» в пресс-службе Канала имени Москвы, на этом гидроузле уже готов новый шлюз, плотина должна быть достроена в этом году — и тогда можно будет говорить о полном возрождении «кругосветки». Масштабы перевозок по внутригородским туристическим маршрутам также увеличиваются.

— К услугам любителей речных прогулок в этом году будет предоставлено 80 кораблей, — сообщил президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов.

В предстоящем сезоне в рядах прогулочного флота ожидается пополнение — в столичную акваторию выйдут десять новых речных трамвайчиков разных цветов флотилии «Рэдиссон Ройал». В каждом — 44 пассажирских места.

— В этом году мы решили совместить современность и традиции и построили инновационные суда, которые уже окрестили «речными кабриолетами», это трамвайчики с телескопической крышей, — рассказала заместитель гендиректора по стратегическому развитию и маркетингу флотилии Ольга Ткачева, — в хорошую погоду она может отодвигаться, открывая лучший обзор.

Запуск «кабриолетов» приурочен к чемпионату мира по футболу. Сегодня в составе флотилии уже есть десять яхт с ресторанами, курсирующих от гостиницы «Украина» до высотки на Котельнической набережной, пять однопалубных — вместимостью до 200 пассажиров и столько же двухпалубных — до 300 человек. Новая десятка судов рассчитана на тех, кто хочет просто совершить экскурсию по реке, не совмещая ее с обедом или ужином.

— Основное отличие от существующих рейсов — это остановки, — отметила Ольга Ткачева. — Если сегодня суда флотилии возвращаются к той же точке, с которой они стартовали, то кабриолеты будут останавливаться на шести-семи причалах, расположенных у основных достопримечательностей исторического центра Москвы.

По мнению руководителя столичного департамента спорта и туризма Николая Гуляева, в период проведения ЧМ-2018 речные экскурсии будут пользоваться особой популярностью.

— В Москве проведут 12 матчей, пять из них — на стадионе «Спартак», семь — на Большой спортивной арене «Лужники», — напомнил он. — Сейчас очень приятно посмотреть с реки на это грандиозное сооружение, я имею в виду не только БСА, но и весь спорткомплекс.

Также в дни чемпионата часть акватории Москвы-реки в районе спорткомплекса планируется перекрыть.

— Это будет сделано на несколько часов в дни проведения матчей — всего семь дней. Речь идет об участке трасс от Новоандреевского до Лужнецкого моста, — уточнил Николай Гуляев.

Еще одна хорошая новость для любителей речных прогулок — обновление причалов. Столичные департаменты транспорта и жилищно-коммунального хозяйства собираются начать работы в этом году.

— Перевозки напрямую зависят от инфраструктуры, поэтому мы рады, что город развернулся лицом к реке, на ее берегах появляются новые общественные пространства. В этом году планируется реконструкция причальных сооружений в черте города, они будут кардинально изменены, — сообщил Кирилл Евдокимов. — Думаю, город будет развивать не только центральную, но и периферийные части, где тоже есть что показать не только горожанам, но и туристам.

В пресс-службе департамента ЖКХ «Культуре» сообщили, что в текущем году, в частности, собираются провести капремонт причала «Коломенское». Работы начнутся во второй половине сентября. Причал хотят оборудовать охранной и пожарной сигнализациями, системами досмотра и видеонаблюдения.

Московская летняя навигация в этом году открылась парадом круизных, прогулочных и специальных судов. Водно-музыкальную программу открыло шоу барабанщиков и символический удар в судовой колокол, после чего начался парад флота и выступление артистов.

— Мы надеемся, что московский речной праздник станет национальным фестивалем, — подчеркнул руководитель Канала имени Москвы. — Так же, как авиационный салон МАКС, День города, «Алые паруса», нужно отмечать и продвигать открытие навигации. Тогда на реку вернется жизнь, она станет магнитом — настоящим праздником, на который захочется прийти всей семьей.


Фото на анонсе: Илья Питалев/РИА Новости