Public-art спешит на помощь

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

10.05.2018

Современное искусство помогает детям: в Морозовской больнице проходит проект «ARTерия».

«Морозовка» — это огромная территория, почти город. Дореволюционные корпуса с кирпичной кладкой, уютные скверики, большие макеты кораблей перед зданиями — кажется, что попал в санаторий. Однако вскоре замечаешь таблички, от которых по спине пробегает холодок: «Отделение онкологии и гематологии», «Отделение переливания крови». В прошлом году здесь появился новый корпус с прекрасным оборудованием — многопрофильная клиника мирового уровня. Однако даже в самой современной больнице редко бывает весело, особенно маленьким пациентам. Понимая это, руководство «Морозовки» попросило представителей современного искусства «оживить» интерьеры, сделать их более дружелюбными. Куратором проекта стала известный public-art художник Марина Звягинцева. Концепцию поддержал департамент культуры города Москвы. К открытию корпуса в сентябре 2017-го было готово оформление холла с уходящей под потолок гигантской ДНК, созданной Ростаном Тавасиевым. Теперь готовы второй и третий этажи. Звягинцева рассказала:

— Однажды мне предложили преобразить поликлинику в Гольяново: там как раз шел ремонт. Прошлись по коридорам: чисто, красиво, но как-то неуютно. Собрала с художников эскизы, однако проект по техническим причинам не состоялся. Через некоторое время мне позвонили из попечительского совета Морозовской больницы. Сказали: выбирайте любой корпус. Так в 2014-м появилась «Арт-прививка»: работы разных авторов, в том числе мои «Игровые коммуникации» — прозрачные трубы на лестничных маршах, заполненные игрушками. Следующим «объектом» стал прекрасно оснащенный 22-й корпус, обшитый серым профнастилом. Трубы с игрушками образовали своеобразную кардиограмму на фасаде, сделав его более привлекательным. Когда мы открывали этот проект, как раз началось строительство нового здания. Здесь задача оказалась более сложной: интерьеров не было, просто пустая коробка. Доделывать пришлось на ходу, когда больница уже функционировала. Надеюсь, на следующий год дойдем до седьмого этажа. Все-таки наш проект благотворительный, нужно найти средства.

Вторую очередь «ARTерии» открывали торжественно. Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников произнес слова благодарности в адрес всех, кто поддерживает маленьких пациентов:

— Думаю, в России нет больницы, которая сравнилась бы с Морозовской. Однако никакое здание или аппаратура не заменит самого главного — души. Хочу поблагодарить людей, совершенно бескорыстно помогающих нам лечить детей.

Александр Кибовский, министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры города Москвы, признался:

— Художники зачастую лучше нас, чиновников, чувствуют, что необходимо в данный момент. На мой взгляд, здесь есть интересные работы, которые даже понятнее детям, чем взрослым. Подобные проекты важны не только для зрителей, но и для организаторов. Они дарят ощущение сопричастности хорошему делу.

Экспонаты, поселившиеся в больничных коридорах, получились милыми, но не слащавыми. Арбузные столы и столики Наташи Арендт в отделении гематологии. Придуманный Ольгой Божко город Пилюлькин с необычными жителями: бинтами, градусниками и таблетками. Детские стулья, расписанные разными авторами, в том числе Владимиром Дубосарским. «Волшебные двери» Александры Кочетковой и Ирины Хамдоховой: разноцветные миры, которые можно не только разглядывать, но и трогать руками.

Одна из самых ярких идей — «Осторожные дорожные знаки» Маши Арендт, в шуточной форме знакомящие с некоторыми правилами дорожного движения. Художница поделилась:

— Хотелось, чтобы получилось понятно, доступно и в то же время трогательно. Многие знаки, к сожалению, остались за кадром: напечатали всего 10. Может быть, потом сделаем остальные.

Проект Маши Арендт спонсировал благотворительный фонд «Кораблик». Его директор и соучредитель Дмитрий Акимов рассказал:

— Эта задумка нам показалась одной из самых интересных. Важно, чтобы маленьким пациентам не было страшно и грустно. Кстати, подобные вещи поднимают настроение не только ребенку, но и родителям. Когда взрослые видят, что малыш смеется, они собираются, говорят себе: надо бороться.

О пользе арт-терапии говорила и Марина Звягинцева:

— Работать в больнице психологически непросто. Когда монтировала кардиограмму на фасаде, увидела замученную маму, тащившую больного ребенка. Тот плакал, но вдруг остановился и сказал: «Смотри, у меня такая же машинка». И женщина встрепенулась. Ты словно делаешь людям инъекцию своим искусством. Дети приходят сюда за лечением, им вроде не до веселья. Но если мы не попытаемся помочь, малышам будет еще тяжелее.