Отличный результат

Ольга ИГНАТОВА

10.07.2017

В завершившемся учебном году столичные школьники побили прошлогодний рекорд по количеству дипломов, завоеванных на Всероссийской олимпиаде.

В копилке столичной сборной оказалось 817 дипломов, что на 17 процентов больше, чем в прошлом году, когда было завоевано 699 наград, а победителей и призеров олимпиады подготовили 222 московские школы.

«Москвичи заняли более 44 процентов всех призовых мест, — подчеркнул мэр столицы Сергей Собянин. — Поздравляю с таким результатом родителей школьников, педагогические коллективы, ну и самих ребят, которые добились столь выдающихся успехов. Такой процент победителей-москвичей является за всю историю Москвы и проведения всероссийских олимпиад просто беспрецедентным». Ученики столичных школ традиционно сильны в биологии, химии, математике. Кроме того, в завершившемся 2016/2017 учебном году они показали хорошие результаты на олимпиадах по истории, русскому языку, ОБЖ, обществознанию и праву. Например, впервые во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ участвовали ребята из кадетских классов, и они сразу сумели завоевать дипломы.

По словам столичного градоначальника, такие выдающиеся результаты говорят о том, что московское образование перешло на принципиально новый качественный уровень своего развития. Теперь блестящее образование можно получить не только в центральных школах и элитных гимназиях, но и в периферийных учебных заведениях. Это, как подчеркивает Собянин, подтверждают и международные рейтинги, по которым московская система образования находится на лидирующих позициях. В этом году Москва заняла 6-е место по результатам исследования PISA. А это крупнейшее международное сравнительное исследование функциональной грамотности среди 15-летних учащихся, которое проводится раз в три года. В исследовании, как сообщили в департаменте образования Москвы, принимали участие более 500 тысяч ребят в возрасте 15 лет из 72 стран мира. Проверялись их знания на математическую, читательскую и естественнонаучную грамотность. Наши школьники продемонстрировали шестой результат в мире.

А еще несколько лет назад ничего подобного не было. В 2010 году, по данным столичного департамента образования, количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады не дотягивало и до 300 человек. И подготовили олимпийских призеров тогда только 74 столичные школы. За 7 лет в системе образования произошли большие перемены.

Прежде всего, поменялся сам подход к поиску и отбору талантливых ребят. Если раньше отбирали таланты для дальнейшего обучения в спецшколах, то теперь педагоги развивают талант каждого московского школьника в каждой школе по принципу: «каждый ребенок талантлив».

Благодаря реформе образования и слиянию разнопрофильных школ появился выбор образовательных программ, а у каждого ученика — возможность найти именно своего учителя среди предметников в больших школах. К Всероссийской олимпиаде ребят теперь начинают готовить в родной школе. Причем подтянуться им помогают не только учителя, но и студенты вузов. Любой ученик может попробовать себя в решении сложных задач, а помочь ему в этом могут победители прошлых лет, ведь теперь существует программа «Кружок от чемпиона».

А еще в школах появились предуниверситарии — это классы на базе определенного вуза. Так высшие учебные заведения заранее готовят для себя абитуриентов, знакомят их с жизнью в стенах институтов. К консультированию школьников подключились и новейшие онлайн-технологии. Так, свыше 30 тысяч учеников готовились к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады с помощью интернета. Активно внедряется программа «Московская электронная школа». Она включает в себя два основных раздела. Первый — для родителей, которые при помощи электронного дневника могут контролировать успеваемость своего ребенка. А при помощи электронного журнала мамы и папы могут предупреждать классного руководителя о болезни ребенка, а также выяснять у педагогов, точно ли их сын или дочка находятся на занятиях, а не сбежали в кино или на спортплощадку. Вторая часть этой программы — библиотека цифровых материалов. Там ребята изучают учебники, скачивая их к себе на компьютер или планшет, а учителя могут составлять целые сценарии уроков, делиться ими с коллегами и даже привлекать учеников к этому творческому процессу.

Расширяется и профильная подготовка к будущему поступлению в вузы. В школах появились инженерные, медицинские, кадетские классы. Есть проекты, которые объединяют много школ. Например, Курчатовский — в нем уже сейчас принимают участие 37 школ. Рекордными по количеству участников стали инженерные классы — они объединили 50 школ, и еще 98 претендуют на участие. В таких классах ученики пишут научные работы, общаются с преподавателями из вузов и имеют возможность начать полноценную научную карьеру прямо со школьной скамьи.

Как подчеркивает руководитель столичного департамента образования Исаак Калина, у каждой школы благодаря переходу на нормативно-подушевое финансирование появилась заинтересованность в каждом ученике. Все просто: чем больше ребят обучается в школе, тем больше денег из бюджета получает образовательное учреждение. Кроме того, от успеваемости ребят теперь зависит и зарплата директора, и зарплаты учителей. Поэтому учить на «хорошо» и «отлично» прежде всего теперь выгодно самому преподавательскому составу. «321 школа за последние три года имела своих победителей и призеров, — подчеркивает Исаак Калина. — Идет очень серьезная конкурентная борьба между школами за победу в олимпиаде».

По словам директора школы № 2031 Виктора Донского, в завершившемся учебном году ребята добились значительных успехов. Более 100 человек стали победителями и призерами муниципального этапа олимпиады, около 20 — городского. Около 200 учеников школы стали финалистами популярной олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». С сентября по май ученики с 1-го по 11-й классы посещали усадьбы и музеи, выполняли олимпиадные задания, участвовали в квестах и набирали баллы. А один ученик из школы № 2031 дошел и до финала Всероссийской олимпиады, завоевав медаль по русскому языку. Причем, как рассказывает Виктор Донской, раньше молодой человек учился в не самой сильной школе. А прошедшее объединение учебных заведений позволило сильно подтянуть знания всех учеников. В 2031-й — пять профилей. Основной — технический. Школа является базовой площадкой для подготовки абитуриентов для поступления в МГТУ им. Баумана. Есть еще лингвистическое направление, социально-экономическое, биологическое и гуманитарное. По словам директора, большинство выпускников школы продолжают свое образование в вузах.

Кстати, от правительства Москвы победители Всероссийской олимпиады получат премии в размере 200 тысяч рублей, призеры — 100 тысяч рублей. Такое распоряжение подписал мэр Сергей Собянин.


Фото на анонсе: Сергей Киселев/mskagency.ru