От пристани отчалил теплоход...

Августин СЕВЕРИН

11.05.2017

Погода этой весной отстает от графика на 5–6 градусов, майские праздники так вообще выдались самыми холодными, начиная с 1945-го. Тем не менее на водоемах московского региона навигация открылась по расписанию, еще в последней декаде апреля. «Культура» выяснила, чем порадует жителей и туристов порт пяти морей в текущем «теплом» сезоне.


Сезон открыт

Точкой отсчета по традиции стало открытие шлюзов московского гидроузла — столичные суда получили проход ко всем пяти морям: Белому, Балтийскому, Черному с Азовским и Каспийскому. По распоряжению Росморречфлота навигация началась 24 апреля, а окончиться должна спустя полгода — 14 ноября. Впрочем, первооткрыватели, а именно флот путейских служб Канала имени Москвы, прошли практически по всей дистанции еще до официального старта — с 16 по 23 апреля. Символический запуск летнего прогулочного сезона на Москве-реке состоялся 27-го числа: яхта «Капелла» флотилии «Рэдиссон Ройал» совершила заплыв от причала у гостиницы «Украина» до Воробьевых гор.

— В столице сейчас работают около 150 теплоходов: 100 ходят по расписанию, остальные будут обслуживать частные мероприятия и праздники, — рассказала руководитель отдела внешних связей, маркетинга и рекламы «Рэдиссон Ройал» Ольга Ткачева.

А днем позже, 28 апреля, в первое плавание в году с Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище, отправились круизные теплоходы города.

— Позвольте поздравить вас с открытием навигации от лица мэра, правительства Москвы, транспортного комплекса, коллег, которые трудятся на берегу, — приветствовал участников церемонии заместитель градоначальника по вопросам транспорта Максим Ликсутов. — Со своей стороны мы делаем все возможное для развития судоходства.

В этом году большая часть теплоходов будет ходить по традиционному маршруту от Новоспасского моста (станция метро «Пролетарская») до причала у Киевского вокзала. Для знающих и любящих родной город москвичей такое путешествие — просто возможность еще раз посмотреть на историческую часть Белокаменной с непривычного ракурса. Другое дело — гости: за полтора-два часа им удастся полюбоваться на Кремль, собор Василия Блаженного, увидеть мрачный и загадочный Дом на набережной, Храм Христа Спасителя, высотку МГУ, прозванное «золотыми мозгами» здание Академии наук, обновленные «Лужники» и многое другое. Неудивительно, что именно эта прогулка пользуется особым туристическим спросом. Впрочем, причина ее популярности еще и в том, что альтернатив пока негусто — либо экскурсия по центру, либо путешествие за город, например, на Пироговское водохранилище. Третий вариант — многодневный круиз. Мало маршрутов не потому, что судовладельцы не хотят расширяться. Они не могут. Прибрежная инфраструктура существует главным образом в центре и вдоль путей следования кораблей, приписанных к Северному речному вокзалу.

— Надо обеспечить пассажирский флот цивилизованной стоянкой, обустраивать набережные и общественные пространства вдоль берегов по программе, утвержденной городом, — полагает президент Московской ассоциации судовладельцев Кирилл Евдокимов. — Чтобы появлялись новые маршруты, нужны новые причалы. Их необходимо строить в общественных зонах, парках.

— На данный момент городские судоходные компании за год перевозят порядка 1,2 миллиона человек, а если Москва-река будет развиваться, то пассажиропоток начнет расти и приблизится к трем миллионам, — соглашается Ольга Ткачева.

Цены на билеты — от пятисот рублей и выше. Одно из самых дорогих путешествий по Москве-реке — гастрономический тур на яхте «Рэдиссон Ройал».

— Стабильную популярность имеют гастрономические и тематические поездки: люди хотят совместить речную прогулку с чем-то еще, поэтому таких предложений много, — отмечает представитель компании. — Спецрейсы, как правило, приурочены к праздничным дням либо организуются под заказ.

Первая гастрояхта начала курсировать в 2015-м, вторая, запущенная с помощью ресторатора Александра Раппопорта, — полгода назад.

А вот самые бюджетные прогулки по воде — в Подмосковье. Из Серпухова, Коломны и Лыткарино еще с советских времен ходят недорогие речные трамвайчики. В Серпухове билет обойдется всего в 26 рублей 50 копеек. На лыткаринском трамвайчике можно прокатиться за 35 целковых, на коломенском — за 65 с полтиной. Стоимость детских билетов на всех трех рейсах вдвое дешевле.

Парк у набережной

Несколько лет назад столичные власти устроили конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации. Все без исключения финалисты указали на то, что такой бесценный ресурс, как река, практически не используется. Исследование, вскоре после этого проведенное стройкомплексом города, показало, насколько правы урбанисты: почти половина прибрежных территорий (44 процента, или 87 га) неблагоустроена либо заброшена, а еще с 16 процентов (32,4 га) вообще нет доступа к воде. Поэтому спустя два года был проведен еще один конкурс, на этот раз посвященный главной водной артерии и ее берегам. Гран-при достался команде под руководством столичного архитектурного бюро «Проект Меганом», предложившей создать на Москве-реке сеть «портов».

— Основная идея — обеспечить полноценную связь мегаполиса с рекой, — говорит главный архитектор Белокаменной Сергей Кузнецов. — В последнее время было переработано несколько проектов, реализация которых началась до принятия данной концепции. К примеру, в парке «Зарядье» (он должен открыться ко Дню города) будет оборудована пешеходная набережная, первоначально не предусматривавшаяся. При реставрации «Лужников» мы также уделили огромное внимание прибрежной полосе, сделав ее максимально удобной для пешеходов и спортсменов. Протяженную благоустроенную береговую линию город получит после завершения реновации территории ЗИЛа, Краснопресненская и Шелепихинская набережные также обустраиваются, там, в частности, появятся два новых парка. Набережная с причалами создается в Нагатинском затоне.

В ходе доработки концепции от названия «порт» решено было отказаться: по мнению специалистов института Генплана, это могло бы привести к путанице. Новое наименование порталов на границе реки с городом — «общественные центры». К 2035 году, когда работу планируется завершить, их станет порядка четырех десятков. Кроме того, намечено благоустроить 73 км существующих набережных и построить 64 километра новых, возвести 12 транспортных и пешеходных мостов. В скором времени в Москве могут появиться паромные переправы, правда, пока не речные: одна — через Нагатинский затон, а другая, самая, пожалуй, долгожданная — через Химкинское водохранилище, от Северного речного вокзала к парку «Северное Тушино». По словам главного архитектора столицы, для этого потребуется реконструировать существующие причалы.

Ледоколы вместо дебаркадеров

Преображение Москвы-реки началось с очистки от дебаркадеров. В 90-е у берегов обосновались десятки бывших барж и теплоходов, превращенных хозяевами в рестораны, ночные клубы и даже заведения, где трудились девушки «пониженной социальной ответственности». Некоторые были пришвартованы «просто так», с прицелом на дальнейшее использование. При этом они отнюдь не украшали город.

— В большинстве случаев дебаркадеры не вписывались в панораму акватории, загораживали вид на исторические здания, к тому же находиться на борту такого объекта, непригодного для судоходства, небезопасно, — уточнили в пресс-службе государственного коммунального учреждения «Организатор перевозок», которому в итоге было поручено освободить реку от плавучих монстров. Проблему дебаркадеров, с коей городские власти не могли справиться на протяжении десятилетий, удалось достаточно оперативно ликвидировать: бывшие плавсредства просто исключили из Государственного судового реестра.

«Решение об исключении плавучего объекта из реестра принималось администрацией бассейна внутренних водных путей, в случае со столицей — это Канал имени Москвы, — говорится в справке «Организатора перевозок». — Если владелец отказывался транспортировать дебаркадер своими силами, работы проводило наше учреждение. Все объекты, исключенные из ГСР, демонтированы и помещены на хранение в специализированные места стоянки. После того как владельцы возместят расходы на демонтаж, транспортировку и хранение, они смогут забрать свою собственность. С 2013 года из акватории Москвы убрали 38 объектов, из них 12 находились в центральном районе — на Фрунзенской, Краснопресненской, Космодамианской и Бережковской набережных».

28 судов владельцы вывезли самостоятельно, остальные 10 демонтировал город. Сначала корабли доставлялись на Московский судостроительный и судоремонтный завод, затем местом их пристанища стал порт Кимры. Последним причал у Крымской набережной покинул «Валерий Брюсов». По словам Кирилла Евдокимова, задержка объясняется двумя причинами:

— Во-первых, у «Валерия Брюсова» был действующий договор водопользования, во-вторых, это не дебаркадер, а теплоход, пускай он и потерял класс регистра. Но в конце концов Москва все же выиграла суд у владельца.

К месту новой дислокации деклассированное судно отправилось незадолго до начала навигации, в середине апреля.

А еще река должна вот-вот превратиться в полноценную транспортную артерию. 

— Сейчас Москва-река используется только для перевозок туристического потока, и главным образом в центральной части города, — констатирует заместитель главы столичного департамента транспорта Дмитрий Пронин. — Основная нагрузка ложится на наземный транспорт, метрополитен. Пока река не задействуется для регулярных перевозок пассажиров, но мы над этим работаем. Уже готова программа с привлечением разных судов, включая ледоколы, чтобы перевозки были круглогодичными, в ближайшее время предъявим результаты, а предварительно составляем расчеты, анализируем пассажиропотоки.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что новые причалы будут строиться в популярных среди горожан местах отдыха и в районах крупных транспортно-пересадочных узлов. 

Кстати, об отдыхе. Говоря о летних развлечениях, нельзя не вспомнить о массовом купании. Еще сравнительно недавно по историческим меркам для пляжного времяпровождения было доступно практически любое место Москвы-реки. На фотографиях 50-х и 60-х годов мальчишки сигают в воду и ловят рыбу в непосредственной близости от Кремля — с Софийской и Раушской набережных. Не исключено, так же будет и в далеком 2035-м, по крайней мере авторы концепции развития речного побережья очень на это надеются. А пока в черте города купание разрешено только на двух пляжах, оба находятся в Серебряном Бору. Выше по течению плавать можно, ниже, особенно на выходе из мегаполиса, — вода, мягко говоря, не слишком чистая. Поэтому для любителей водных процедур оборудован десяток удобных для погружения площадок у прудов. Зато просто позагорать на берегу Москвы-реки станет доступно уже летом, например, на набережной у Воробьевых гор. Официальный старт купального сезона — 1 июня.