И медные трубы

Августин СЕВЕРИН

11.05.2017

Одним из самых необычных мест празднования Дня Победы в столице стал Сад имени Баумана. 9 Мая здесь прошел V Московский фестиваль шагающих оркестров.

Москвичи и гости Первопрестольной встречали праздник на 68 площадках, но на эту их пригласил сам градоначальник. «В День Победы Сад Баумана проведет фестиваль шагающих оркестров, — написал Сергей Собянин на странице в «Твиттере». — Для ветеранов и пенсионеров — ретрозона с угощениями. Должно быть здорово».

Как и на большинстве городских площадок, торжественная часть в бауманском парке стартовала в час дня, чтобы даже непосредственные участники парада ничего не пропустили.

Первой открылась ретросцена у входа: гостей встречал духовой оркестр Валерия Букреева. Музыканты в белых мундирах с галстуками-бабочками и фуражках с якорями играли советские, в основном джазовые, мелодии. Как и обещал мэр, пожилых посетителей угощали чаем и сладостями. Атмосферу также создавал ретрокиоск с газировкой, которую разливали из почти аутентичных конических емкостей. Здесь же предлагали приобрести леденец на палочке.

Несмотря на разгон облаков, погода была не очень, однако холод и противный моросящий дождь не отпугнул желающих прикоснуться к прекрасному: когда заиграла музыка, народу собралось уж точно не меньше, чем в обычный солнечный день.

Основное представление началось в 14.30 с выступления команды «Мосбрас». Кстати, тут надо пояснить, что такое «шагающие оркестры», или, если быть более точным, брасс-бэнды. Строго говоря, название калькируется с английского как «духовой оркестр», однако, по словам организатора форума Лизы Бобряшовой, дословный перевод не полностью отражает смысл этого феномена, появившегося на родине джаза в Новом Орлеане.

— Родоначальники направления — музыканты, участвовавшие в уличных процессиях, — поясняет Лиза. — В нашу страну оно пришло сравнительно недавно. Чтобы выделить брасс-бэнды из числа обычных коллективов, и был придуман термин «шагающие оркестры».

По ее словам, одна из изюминок московских брасс-команд — то, что они самостоятельно пишут музыку, на концертах часто импровизируют. И не маршируют, как это принято среди их верных традициям коллег.

Постепенно к сцене, расположенной в противоположной от ретроплощадки части сада, стягиваются зрители. То, что в это время происходит под медной крышей эстрады (кстати, английское brass означает «медь»), действительно совершенно не похоже на выступление традиционного оркестра. Музыканты играют настолько весело и задорно, что мало кто может устоять на месте. Даже люди, пришедшие в парк с соответствующим погоде мрачным выражением лица, начинают улыбаться и пританцовывать. Причем это заражает всех, независимо от возраста и, насколько можно судить по одежде, социального положения.

Тем временем на небольшом пятачке в центре парка — мастер-класс по хип-хопу. Его участники, главным образом дети и подростки, пытаются повторить непростые танцевальные па за профессионалами.

— Ребята из группы L.Mocquitos исполняют хип-хоп и родственный ему локинг, регулярно участвуют в «Танцах на ТНТ», — продолжает свой рассказ организатор. — У наших фестивалей каждый год разные фокусы, например, в 2016-м мы занимались интеграцией молодого поколения духовиков: поработали с пятью московскими музыкальными школами, в которых есть духовые ансамбли. Во время мероприятия детские коллективы играли на отдельной сцене. Нынешний фестиваль ориентирован на уличную культуру, поскольку брасс — ее неотъемлемая часть.

Остается выяснить самое главное: если оркестры — «шагающие», то отчего они шагают только по подмосткам? А в парк выходить не собираются?

— Собираются, — успокаивает Елизавета. — Вот-вот должны появиться.

И впрямь, через несколько минут звуки музыки, доносившиеся со стороны эстрады, становятся все громче, а затем перед нами возникает процессия, возглавляемая коллективом «1/2 Orchestra». Если это и пол-оркестра, каждый старается за двоих. Повеселив немного отдыхающих на ретроплощадке, музыканты возвращаются к сцене, где уже готовится к выходу следующая группировка.

Сменяя таким образом друг друга, артисты играли до позднего вечера и завершили представление фантастическим джем-сейшн с участием Pakava It, «1/2 Orchestra», «Мосбрас» и Ruderalis Balkan Band — одновременно импровизировали 16 исполнителей. На последних секундах песни загремел салют. Все, кто только что плясал перед сценой, как по команде бросились к теннисному корту, с которого небесное шоу было видно лучше всего.

Прощаясь с Лизой, интересуюсь, когда и где правительство Москвы порадует чем-нибудь подобным в следующий раз.

— Пока неизвестно, но могу точно сказать, что это произойдет обязательно, — с улыбкой заверяет девушка.