Океан пользы

Августин СЕВЕРИН

29.12.2016

В новогодние каникулы жители столичного мегаполиса смогут совершить экскурсию в таинственный подводный мир и прогуляться по тропическому лесу: неподалеку от станции метро «Мякинино» открылся «Крокус Сити Океанариум». Вместе с первыми посетителями в нем побывал и корреспондент «Культуры».

Трехэтажное здание напоминает айсберг: от одного вида можно проникнуться духом приключений. Здесь живут обитатели океанов, морей, озер и рек, а также представители сухопутной фауны. Более 6 тысяч видов разделены на три коллекции: «Моря и океаны», «Реки и озера» и «Сад бабочек». 

Морской отдел открывают дальневосточники. Вот камчатский краб, известный среди гурманов как «чатка», — крупнейшее наше морское членистоногое. На самом деле это не краб, а крабоид: в отличие от родственников, он не имеет последней пары ног. В соседнем вольере — его черноморский собрат, волосатый краб, из-за покрывающих панцирь щетинок похожий на диковинного зверька. Членистоногое меланхолично разглядывало любопытных посетителей, но вот ему протянули кусок рыбы, и оно оживилось: схватило лакомство ворсистой клешней и начало, отщипывая по кусочку, отправлять в рот, к шевелящимся жвалам. Жительницу соседнего аквариума, желтоперую камбалу, отыскать непросто. Если долго вглядываться, то можно заметить, что некоторые большие песчинки шевелятся. Это глаза камбал. Присмотревшись внимательнее, замечаешь и тело, присыпанное песком и полностью сливающееся с дном. В ближайшее время морскую экспозицию пополнят еще двумя тысячами рыб, которые находятся на карантине.

В пресноводной части первыми вас также встречают обитатели Дальнего Востока. Например, белуга. «Она достигает зрелости в 18 лет, несет черную икру, появилась во времена динозавров, — рассказывает экскурсовод. — Доживает до ста, а у тех особей, которые преодолевают этот возраст, икра становится белой, стоит 25 000 долларов за килограмм и фасуется в баночки из чистого золота».

Любителям анимации наверняка будет интересна коллекция жителей коралловых рифов, в частности рыб-хирургов, прозванных так за плавники с острыми, зачастую ядовитыми шипами. Голубой хирург прославился благодаря мультфильму «В поисках Немо». А самый забавный обитатель рифов — обыкновенный рогатый кузовок. Неуклюжее существо напоминает некоторых героев Хаяо Миядзаки.

Главные объекты и морского, и пресноводного царств — бассейны, или, как говорят специалисты, большие танки. Тот, что с морской водой, — на тысячу кубометров, емкость пресноводного поменьше, 700. Их население предлагается разглядывать с нескольких позиций: через прозрачную боковую стенку, сверху, со смотровой площадки, но самый интересный вид — из подводных пассажей, проходящих под толщами воды. Можно часами любоваться, как над головой проплывают сотни жителей морских и озерных глубин. А если повезет, увидишь и русалку: время от времени в бассейн спускается девушка-аниматор с чешуйчатым хвостом. Ее появлению радуются не только посетители, но и сами водоплавающие, сопровождающие сотрудницу океанариума почетным эскортом.

— Они за ней плывут потому, что хотят съесть? — интересуется маленький экскурсант.

— Нет, наоборот, они ее любят, — успокаивает экскурсовод.

Скоро, кстати, здесь поселят акул. Пока они резвятся в акулятнике, открытом бассейне с песчаным дном. Среди них выделяются длиной обыкновенные песчаные акулы. У каждой свой характер. Самую крупную и активную зовут Пятнашкой.

— Она резко кидается на палку и сразу хватает мясо, — делится экскурсовод. — А Шрам (к нам его доставили со шрамом на хвосте) достаточно пассивен. Самец Де Ниро, такое имя ему дали за характерную точечку на морде, тоже не проявляет особой агрессии.

А еще в акулятнике живут черноперые и белоперые рифовые акулы, в отдельном небольшом бассейне — акулы-няньки и кошачьи акулы. Они совсем маленькие, нянька похожа на бурого сома размером не более метра, а кошачья еще меньше.

— Почему она называется кошачьей? — интересуется любопытная посетительница.

— А вы посмотрите на ее мордочку и глазки! — улыбается экскурсовод. — Правда, немного напоминают кошачьи? И повадки у нее соответствующие, может ластиться, совсем как кошечка.

Среди ожидаемого пополнения — акула-молот, зебровые акулы и гитарные скаты. Особо злобные хищники, например акулы-молот, так и останутся в акулятнике, а миролюбивых отправят в большой танк. В природе няньки могут вырастать до трех метров, но при этом сохраняют добрый нрав.

Со временем постоянными обитателями аквариума станут и аквалангисты-любители. По словам руководителя службы эксплуатации океанариума Владимира Яманова, к запуску подводных экскурсий в техническом плане все уже готово, осталось решить организационные вопросы. «Желающих много, а возможности ограничены. Не исключено, организуем клуб, и тогда придется покупать годовое членство, как в фитнес-центр. Кроме того, на базе дайвинг-центра можно будет пройти обучение».

Впрочем, под водой одновременно смогут находиться не более 4 человек в каждом бассейне, то есть 8 дайверов в двух резервуарах. Поэтому и цена развлечения ожидается довольно высокой.

Главные пресноводные хищники, амазонские пираньи, заселены в отдельный аквариум. Стайка способна за несколько минут полностью сожрать быка, а на «безрыбье» они не гнушаются и друг другом. Неподалеку от амазонских монстров — аквариум с тигровой рыбой. Эта жительница реки Конго пострашнее пираньи. Ее латинское название Hydrocynus goliath, то есть водная собака Голиаф, говорит само за себя. В природе гидропсина достигает полутора метров, ее мощные челюсти и зубы напоминают крокодильи.

Электрический угорь также живет один: соседей не выносит. Содрогаясь всем телом, выдает смертельный разряд в 350 вольт. У этой рыбы нет зубов, и все, что не влезает в рот, едой она не считает. Поэтому людей и крупных хищников бьет током лишь в целях самозащиты.

Водоплавающие млекопитающие и птицы — обычные обитатели океанариумов. Вот и в «Крокусе» есть арктические кольчатые нерпы и пингвины Гумбольдта. Последних здесь трое: мальчики Сема с Пашей и девочка Люся. А их соседей, кольчатых нерп, назвали в честь героев сериала «Симпсоны»: самца — Барт, самочку с большими глазами — Лиза, маленькую и игривую — Мэгги, а третья самка, Мардж, очень пугливая, ее редко увидишь со стороны большой витрины.

Ближайшие родственники нерп, выловленных для океанариума в соленых арктических морях, родились на Байкале. Они, как нетрудно догадаться, прописаны в пресноводной коллекции, а во всем остальном настолько похожи на арктическую родню, что различит их разве что специалист.

Напротив аквариумов расположились вольеры с жителями побережий — зверями, птицами, рептилиями... Каждый по-своему интересен, к примеру, у венценосных журавлей на голове золотистая корона из видоизмененных перьев, а африканский марабу практически лыс. А вот чета мунтжаков, мини-оленей из Юго-Восточной Азии. По поведению — чистые собачки: лают, резвятся, кусаются. Трехпалые ленивцы делят клетку с угольной черепахой и парой броненосцев. Самая грозная тут, как выяснилось, черепаха. Как правило, они травоядны, но одна из местных, непонятно с чего вдруг, отобрала у броненосца выданную ему мышь. В большом вольере с искусственным озером — розовые фламинго и красные ибисы. Здесь их по нескольку десятков, а в природе птицы живут многотысячными стаями. В последнем вольере — попугаи ара.

— Они интересны не только тем, что умеют говорить по-человечески, у них есть собственный язык, они дают своим детям имена, — уверяет экскурсовод. — Более того, прежде чем взяться за человеческий, ара пытаются обучить людей своему языку, но когда понимают, что мы абсолютно необучаемы, берутся за наш.

«Сад бабочек» находится на третьем этаже. Сама обитель для крылатых представляет собой искусственный тропический сад. По ветвям порхают райские птицы и разноцветные нектарницы, в листве копошатся мармозетки, по земле бегают перепелки, так что нужно внимательно смотреть под ноги. В небольших бассейнах плещутся свинорылые черепахи, притаились земноводные. Еще тут можно сфотографироваться с удавом Алисой. А еще интересно про бабочек.

— Первая тысяча штук оплачена, потом будет инкубация куколок, и по мере вылупления станем выпускать их в общее пространство, — объяснил смотритель. — Сначала этих куколок собирают дети — индейские, папуасские, африканские...  Потом коконы проходят через многие руки. Если по пути полежат в слишком сухом, влажном, холодном или теплом месте, то не смогут нормально развиться. Однако если все идеально, бабочка проживет долго, иногда месяц. Но, как правило, — 2–4 дня. Такой у них срок от природы.