Набережная культуры и отдыха

Августин СЕВЕРИН

17.11.2016

Около десяти километров благоустроенной набережной, новый мост, бульвар, жилые массивы появятся через несколько лет на Москве-реке в районе Филевской поймы. 

Проект планировки был принят  на очередном заседании президиума столичного правительства.

— Предполагается не только строительство жилого района, но и создание большой рекреационной зоны на берегу Москвы-реки, — подчеркнул мэр Сергей Собянин, анонсируя проект, который, к слову, продолжает начатую несколько лет назад масштабную работу по благоустройству столичных набережных.

Имя микрорайону еще не придумали, но решено, что он протянется от Шелепихинского моста до Новофилевского проезда. С трех сторон этот своеобразный полуостров омывается рекой, а с четвертой, юго-западной, будет ограничен магистралью с пока не самым приятным названием «Проектируемый проезд 2017». Но со временем улицу продлят, существенно расширят и наверняка дадут более звучное имя. И станет она одной из двух главных транспортных артерий нового микрорайона.

Сейчас здесь заброшенная промзона. Значительную часть территории занимает Завод железобетонных изделий и труб, уже много лет не работающий. По замыслу проектировщиков, заброшенные производственные корпуса заменят новостройки для 13 с половиной тысяч горожан, две школы на 1750 мест, поликлиника и все необходимое, чтобы сделать проживание здесь комфортным: магазины, рестораны, кафе и многое другое. Все жилые дома оснастят подземными паркингами, кроме того, будет построена отдельная многоуровневая стоянка на 750 машин. Там же разместится и торговый комплекс. В общей сложности — более 660 тысяч квадратных метров недвижимости.

Но главная достопримечательность нового микрорайона — благоустроенная набережная. Она займет ровно четверть его площади, более пяти гектаров. Конкретных планов, как она будет выглядеть, пока нет. Известно лишь, что проект предполагается выполнить в рамках концепции развития Москвы-реки, принятой в конце 2014 года. Это значит, что там должны присутствовать удобные прогулочные зоны, велодорожки, прибрежные кафе, возможно, причал. То, что там появится мост, ясно уже сейчас. Он станет продолжением Берегового проезда, рассекающего территорию будущего микрорайона. Для удобства пешеходов на нем сделают широкие тротуары.

Основные средства на обустройство, а это, по предварительным подсчетам, более 60 миллиардов рублей, дадут инвесторы. В первую очередь Главстрой, на долю которого придется около половины новостроек. Город за свой счет возведет несколько домов для очередников (около сотни тысяч квадратных метров), дороги и прочие инфраструктурные объекты.

— Проект достаточно крупный, думаю, на его реализацию потребуется от 5 до 7 лет в зависимости от экономической ситуации, — считает заместитель мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Марат Хуснуллин. — После утверждения планировки займемся проектированием улично-дорожной сети и приступим к сносу ненужных строений. Реализация проекта стартует в начале 2017 года.

Сразу за Третьим кольцом располагается промзона Западного речного порта. Она также будет превращена в жилой микрорайон с детсадом, офисно-деловым центром и апарт-отелем, а вдоль берега протянется живописный бульвар. Проект благоустройства набережной между Белорусским железнодорожным мостом и ТТК, там, где оно пересекает Москву-реку в зоне делового центра Москва-Сити, будет готов в ближайшее время.

Судьба противоположного берега, где как раз и высятся башни Сити, определилась еще раньше. Увы, сегодня вид одной из центральных московских набережных, Краснопресненской, простирающейся от Новоарбатского моста до Третьего транспортного кольца, совсем не соответствует статусу. На ней расположены Дом правительства РФ, парк «Красная Пресня», «Экспоцентр», уже упоминавшийся деловой центр Москва-Сити, а образцом градостроительного искусства ее назвать сложно. Конец этому недоразумению планируется положить в следующем году: набережная будет благоустроена в рамках программы «Моя улица». За счет сужения полос движения там появится дополнительное пространство для пешеходов и велосипедистов. Его удастся расширить на два метра — с четырех до шести, проложить двухстороннюю велодорожку. Тротуары замостят гранитной плиткой и установят более двухсот лавок, также добавятся сотни урн, фонарей и дюжина точек доступа к Wi-Fi. Вдоль проезжей части разместятся 296 парковочных мест, отдельно — для инвалидов, туристических автобусов и такси. Все провода уберут в подземные коллекторы. Набережная почти на всем своем протяжении — 2,2 километра — будет озеленена: 140 деревьев, тысячи кустарников, большое количество новых газонов. Кроме того, появится несколько зон отдыха у воды, самая большая — напротив парка «Красная Пресня», где обустроят просторную деревянную платформу.

Не менее интересны перспективы Шелепихинской набережной. От Краснопресненской до недавнего времени она была отделена насыпью Малого кольца Московской железной дороги, недавно переименованной в Московское центральное кольцо. В ходе реконструкции насыпь заменили на эстакаду, набережные воссоединились. А в ближайшие несколько лет на Шелепихинской появятся пешеходная зона и два парка, линейный и террасный.

Участок для пеших прогулок, по-видимому, организуют так же, как и на Краснопресненской набережной: широкие тротуары, велодорожки, спуски к воде, лавочки и фонари, газоны и деревья. Он протянется между МЦК и Белорусским мостом. А далее, до Причального проезда, расположится линейный парк. С двухъярусных террас по лестницам можно будет спуститься к воде. В парке разобьют детские и спортивные площадки, построят разноуровневые фонтаны, открытый кинотеатр, кафе. Необычной деталью станут портовые краны: в парке они будут «работать» арт-объектами.

Между Причальным проездом и улицей Шеногина планируется разбить террасный парк. Для этого Шелепихинскую набережную продлят, а в дальнейшем соединят с Карамышевской. Растения высадят ярусами, террасами: наверху — кустарники, ближе к воде — многолетние травы и цветы. Для любителей наблюдать за водной гладью соорудят смотровые площадки, а для поклонников речных прогулок — причал. Оба парка обойдутся городскому бюджету в относительно небольшие средства.

— Уже идет проектирование и строительство, — рассказал Марат Хуснуллин. — Мы договорились с компаниями «Лидер» и «Донинвест», что они возьмут на себя затраты по обустройству своих территорий набережных.


«Зарядье» станет портом

Набережные главной артерии столицы приобрели современный вид в результате реализации Генплана 1935 года. Москва-река была одета в гранит на протяжении 12 километров, а общая длина набережных в пределах городской застройки составляла около ста.

Этому же Генплану мы обязаны и появлением современных Крымского, Большого Каменного, Большого Москворецкого, Большого Устьинского и Большого Краснохолмского мостов. Все они были установлены вместо аналогичных сооружений конца XIX — начала ХХ века, и связано это не в последнюю очередь со строительством Канала имени Москвы. Прежде главная река столицы была куда менее полноводной, достаточно сказать, что в XVII веке в районе Крымского моста существовал даже Крымский брод. Когда Москва стала широкой, глубокой и судоходной, пришлось наводить новые мосты.

Прошли десятилетия, мегаполис разросся, и вопрос благоустройства набережных встал с новой силой. Сегодня протяженность Москвы-реки на территории столицы — 83 километра, длина набережных — 201 километр. Однако их внешним видом никто не занимался со времен сталинского Генплана. Наконец городские власти решили это исправить. Организовали международный архитектурный конкурс, на который были представлены десятки планов освоения городских берегов. Победила концепция архитектурного бюро «Проект МЕГАНОМ», она называлась «Порты будущего». По замыслу главы победившего коллектива Юрия Григоряна, «Порты» — это  общественные пространства, вынесенные на акваторию, они «стягивают» микрорайоны и превращают реку в распределительный центр, «позвоночник» города. «Важно, чтобы все это привело к равномерному доступу всех районов к Москве-реке», — отметил архитектор. Предполагалось организовать 11 портов городского значения и 26 — районных. 

Со временем порты решили переименовать в «общественные центры». Всего планируется сформировать 40 таких центров общей площадью более 400 гектаров. Среди самых крупных — парк «Зарядье», ЗИЛ, Строгинская пойма, Москва-Сити, Мневниковская пойма. Первым проектом в рамках концепции развития столичной водной артерии станет набережная жилого комплекса «Ривер-парк», который возводится на берегу Нагатинского затона.