Как при бабушке

Августин СЕВЕРИН

10.11.2016

Воссоздание особняка купеческого рода Зиминых в Дегтярном переулке — тот редкий случай, когда историческому строению конца позапрошлого века удалось вернуть первоначальный облик. Реставраторы были даже выдвинуты на соискание премии столичного правительства.

Оценить их работу приехал мэр Москвы Сергей Собянин.

— Не такой уж крупный объект, но достаточно симпатичный, один из лучших сохранившихся особняков XVIII–XIX столетий, — сказал он, осмотрев памятник.

Здание в Дегтярном переулке появилось в конце XIX века. В 1889 году представитель известного купеческого рода Николай Гаврилович Зимин, сколотивший состояние на производстве табачных изделий, приобрел участок, а спустя семь лет въехал в свой новый дом, построенный по проекту видного мастера московского модерна Эдмунда Юдицкого. С тех пор внешний вид практически не изменился: фасад с ризалитом, над центральным входом — козырек на ажурных металлических кронштейнах, выше — небольшой балкончик, с правой стороны фасада — проездная арка, над которой, на втором этаже, нависает лоджия с колоннами и большим окном. 

А вот интерьеры окончательно сформировались уже при племяннице Николая Гавриловича, Анне Ивановне Зиминой, владевшей особняком до самой революции. К счастью для всех, последующие хозяева не слишком стремились перекроить строение на новый лад.

— Зданию очень повезло: здесь почти всегда располагались учреждения, и, насколько мне известно, никогда не было жилья, — рассказывает главный архитектор проекта реставрации Наталья Карташова. — В 20-е годы, например, сидело правление Коммунистического университета имени Свердлова.

Кстати, ранняя советская эпоха оставила свой след в интерьере: говорят, что торшеры на перилах центральной лестницы и в нишах первой лестничной площадки были подарены обосновавшемуся здесь вузу лично Лазарем Кагановичем.

В 1974-м особняк на долгих четыре десятилетия был передан НИИ киноискусства ВГИКа. Лишь в 2015 году ученые-кинематографисты переехали на улицу Вильгельма Пика, где с послевоенной поры базировались основные корпуса Института кинематографии. 

Отличительная особенность здания, построенного в стиле эклектики, — обилие лепнины, она встречается практически везде, но особенно роскошны такие элементы в зале рококо. Любители кинематографа вспомнят его по сцене из фильма «Брат 2» — там зал представлен как кабинет руководителя банка, которого играет Сергей Маковецкий. 

При первых хозяевах зал был частью парадной анфилады, проходившей через весь этаж. Непосредственно за ним следовал домашний театр. Сейчас проход замурован и у каждой из комнат — свои двери. Театральный зал также богато украшен лепниной, другая особенность — паркет, сохранившийся еще со времен Зиминых. А замыкает анфиладу столовая с зимним садом. Его большое окно видно с улицы справа от фасада. Раньше между садом и столовой была стеклянная перегородка, сейчас ее нет и комнаты разделены аркой. В бывшем зимнем саду под слоем современного паркета реставраторы обнаружили и восстановили прекрасный мозаичный пол.

Кроме того, ученые привели в порядок резные двери, оконные рамы с медной фурнитурой, роскошный деревянный потолок в столовой, отреставрировали наборный паркет во всех комнатах и коридорах, а также росписи и живописные полотна. По словам Натальи Карташовой, единственное, что осталось доделать, — восстановить ту самую стеклянную перегородку и оклеить гладкие стены столовой линкрустом. Это идеально подходящие для покраски толстые обои с рельефом, придуманные в 70-х годах позапрошлого века в Великобритании Фредериком Уолтоном. Более известное его изобретение — знакомый всем линолеум. В конце XIX столетия в обеих российских столицах линкруст считался очень модным отделочным материалом. Позднее таковым были оклеены вагоны московского метро, выпускавшиеся с 1963 по 1969 год. Дольше всего они служили на Арбатско-Покровской линии.

Особняк Зиминых в Дегтярном выдвинут и на соискание премии конкурса «Московская реставрация», причем сразу в трех номинациях: за лучший проект, за высокое качество и за лучшую организацию работ. 

— В этом году в Москве завершена реставрация на 90 объектах, — отметил Сергей Собянин. — Это, например, постройки Донского монастыря, Казанский вокзал, гостиница «Дрезден», кондитерская фабрика «Большевик» и такие вот небольшие особняки.

Всего же за последние шесть лет в столице восстановлено более 700 архитектурных памятников, приведено в порядок свыше 6 тысяч фасадов зданий. Число объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 5,5 раза.