Владимир Машкин: «МЦК — современно, уютно и удобно»

20.10.2016

Августин СЕВЕРИН

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Десятилетиями Московская кольцевая железная дорога использовалась исключительно для грузовых перевозок, а чуть более месяца назад по ней, кардинально обновленной и переименованной в Московское центральное кольцо, опять пошли пассажирские поезда. О том, что собой представляет МЦК, и о первых итогах его работы «Культуре» рассказал генеральный директор АО «Московская кольцевая железная дорога» Владимир Машкин.

культура: В первые дни москвичи и гости города восприняли МЦК как своего рода аттракцион. Сейчас ситуация переменилась? Оправдывает ли себя кольцо как пассажирская магистраль?
Фото: PHOTOXPRESS Машкин: Действительно, «туристический» интерес к центральному кольцу испытывали многие москвичи. Определенную роль сыграло то, что задолго до открытия велась мощная реклама, начиная с экспозиции тогда еще Московской кольцевой железной дороги на летнем урбанистическом форуме. Любопытство вызывали и сами «Ласточки»: еще до запуска было известно, что это современные поезда с кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями. Поэтому с первых часов работы наплыв пассажиров получился значительным: в день открытия, 10 сентября, перевезли 189 тысяч 158 человек. Это при том, напомню, что МЦК тогда начало работать только с 15 часов.

Сегодня перевозим практически такое же количество за весь рабочий день — с 5.30 до часа ночи. По предварительным прогнозам, такие результаты ожидались лишь через несколько месяцев после запуска. А ведь в свое время скептики высказывали сомнения в том, что новый транспорт будет востребован.

культура: А если в цифрах?
Машкин: Мы предполагали, что за первый месяц услугами МЦК воспользуется примерно четыре миллиона человек. Однако в общей сложности за этот период проехало более шести миллионов. Так что Московское центральное кольцо уже доказало свою нужность. Более того: наши сотрудники, работающие на станциях, говорят, что видят одни и те же лица — люди едут на учебу, по служебным делам и возвращаются домой. Следовательно, этот вид транспорта востребован не одними туристами.

Самой популярной стала станция «Шоссе Энтузиастов»: здесь в будние дни пассажиропоток составляет 17 тысяч человек. Второе и третье места занимают «Балтийская» и «Ботанический сад». Загружена и станция «Лужники», которая рассчитана на то, чтобы в 2018-м принять огромное количество гостей столицы, которые слетятся на чемпионат мира по футболу. В День города было много народу на ЗИЛе: там проводились массовые мероприятия. И это несмотря на то, что бывшая промзона только осваивается.

культура: Кстати, неоднократно говорилось о том, что запуск движения по МЦК даст импульс развитию заброшенных промзон...
Машкин: Именно так. Кольцо послужит своеобразным катализатором подъема примыкающих к нему территорий. За счет значительного пассажиропотока инвестиционная привлекательность этих земель повысится. А это значит, что пространство оживет, на нем появятся районы с комфортабельным жильем, социальной инфраструктурой, новые рабочие места.

культура: Пока открыты не все станции. Когда кольцо заработает в полную силу?
Машкин: Основной критерий — техническая готовность для принятия и пропуска пассажиров. Мы одновременно открыли 26 станций, хотя строительство на каждой из них начиналось в разные сроки. Создание фактически нового вида транспорта, его интеграция в существующую инфраструктуру столицы, связь с метрополитеном и пригородными поездами — очень сложный высокотехнологичный процесс. Речь не только о прокладке путей, строительстве станций и переходов, ремонте и переделке десятков мостов и путепроводов. Было проведено огромное количество не столь очевидных, но не менее важных работ. 

культура: И все это практически за три с небольшим года?
Машкин: Да, стартовал проект совместными усилиями городских властей и РЖД в 2013-м. Мэр Москвы Сергей Собянин держал его под личным контролем, руководство столичного стройкомплекса регулярно отчитывалось о ходе работ. Недавно мы открыли для пассажиров еще две станции — «Соколиную Гору» и «Дубровку». С «Дубровки» теперь можно совершить пересадку на одноименную станцию метро салатовой ветки. Кроме того, у людей есть возможность воспользоваться различными видами наземного транспорта.

культура: Кольцо появилось в далеком 1908-м, тем не менее сегодня МЦК — самая современная транспортная система города. При строительстве применялись какие-нибудь технологии, которые можно назвать инновационными?
Машкин: Конечно. Прежде всего — укладка бесстыкового пути пониженной вибрации. Благодаря этому расходы на эксплуатацию всей инфраструктуры снижаются, а срок службы увеличивается. Такой способ укладки называют еще технологией «бархатного пути», так как он минимизирует уровень шума, возникающего от стука колес подвижного состава в местах стыков рельсов. В условиях мегаполиса это особенно важно. 

культура: Предполагалось увязать МЦК с метро и пригородными направлениями МЖД. Это сделано далеко не везде.
Машкин: Некоторые железнодорожные платформы находятся на довольно большом удалении от станций МЦК. Там, где реально с минимальными затратами связать их с кольцом, мы это делаем. Пять станций МЦК соединят пешеходными переходами с пригородными платформами до 2018 года. Переходы, как надземные, так и подземные, появятся на станциях Савеловского, Ярославского, Рижского, Казанского и Павелецкого направлений Московской железной дороги.

культура: Как сказался запуск кольца на загрузке метро?
Машкин: По данным департамента транспорта, снижение пассажиропотока на отдельных участках достигло 15 процентов. Это, конечно, касается тех из них, которые расположены рядом с МЦК.

культура: Станции МЦК, возможно, уступают по нарядности метрополитеновским, зато выгодно отличаются от платформ для пригородных поездов.
Машкин: Действительно, по сравнению с метро наши платформы заметно аскетичнее. С другой стороны, мы строим так, чтобы людям было приятно и комфортно, используем современные отделочные материалы. Иногда даже приходится слышать: «Зачем такая роскошь?» Это и по поводу вагонов, и в отношении станций. А я считаю, что только такими — современными, уютными и удобными — они и должны быть. Как говорится: в сером городе будут жить серые люди. Я с этим мнением совершенно согласен.

культура: Жалко, что не все это понимают. Насколько известно, уже есть несколько случаев вандализма.
Машкин: Печальные инциденты не носят массового характера. Так что, надеюсь, они все-таки являются исключением.

культура: Когда проект запускали, говорилось, что на маршруте организуют экскурсии. Они проводятся?
Машкин: Да, экскурсоводы рассказывают пассажирам о различных архитектурных объектах, знаковых площадках, истории районов, по которым проходит МЦК. Экскурсии бесплатные, однако требуется предварительная электронная регистрация. Правда, тут пока имеются сложности: все расписано чуть ли не до середины ноября.

культура: Вот вопрос из читательской почты: если поезда движутся по кругу всегда в одном направлении, почему нельзя было установить все сиденья по ходу движения — это же намного удобнее для пассажиров?
Машкин: Вагоны сделаны таким образом, чтобы укомплектованные ими составы могли двигаться в обоих направлениях. «Ласточки» не исключение: сегодня они едут по часовой стрелке, а завтра их развернут. Поэтому располагать сиденья в одну сторону с точки зрения эксплуатации нецелесообразно. 

культура: Когда можно будет сказать: «Московское центральное кольцо полностью построено»?
Машкин: Новые задачи возникают перед нами постоянно. Например, когда перед запуском движения обсуждался вопрос обеспечения максимального комфорта для пассажиров, Сергей Собянин дал поручение провести благоустройство в пятисотметровой зоне от станций. Приводили в порядок улично-дорожную сеть, газоны, организовывали новые остановки наземного транспорта, новые маршруты. Сегодня мэром принято решение о благоустройстве полуторакилометровой зоны вокруг станций, то есть объем работ вырастает многократно. Второй момент: город продолжает реновацию бывших промзон, по территории которых проходит МЦК — упоминавшегося вами ЗИЛа и других. В таких местах нагрузка на станции увеличится, и нужно их расширять. Так что даже правнукам будет чем заняться (улыбается).

культура: Количество станций останется неизменным? 
Машкин: Возможно, при той загрузке, которую мы видим уже сейчас, в будущем появится необходимость строительства дополнительных остановок. А вообще развивать МЦК можно бесконечно, точно так же, как и метро.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть