Азбучные истины

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

01.09.2016

Свое 120-летие Музей Москвы отмечает грандиозной выставкой — на ней представлено две тысячи предметов. Многие демонстрируются впервые.

К юбилею ММ решил создать собственную «Азбуку». И построил экспозицию по алфавитному принципу. Словарь вышел необычный. Например, буква А — это «Археология», Е — «Еда», Щ — «Щеголь», а вот Я — личное местоимение... При этом графемы размещены как бог на душу положит: первой посетителей почему-то встречает Ф («Фотограф»), где-то в середине натыкаешься на Ш («Шутка»), ближе к концу видишь Й («Йод» — раздел, посвященный медицине). Соответственно, бродить можно по любому маршруту — у выставки нет «начала осмотра». 

Сами организаторы оценивают экспозицию «Азбука музея» как игру. И приглашают принять участие всех желающих — особенно тех, кому интересна история повседневности. Быт здесь показан начиная с каменного века — игловидные наконечники стрел, которыми пользовались первые «москвичи», штамп для орнаментации керамики. Более поздний пинцет — его возраст «всего» три тысячи лет. Инструмент мало чем отличается от современных образцов, разве что ржавчиной... 

Модниц увлекают доисторические украшения: шумящие подвески. «Вон та, смотри, такая стильная — я бы купила!» — шушукаются посетительницы, рассматривая звонкие экспонаты. Дамы вряд ли подозревают, что древние «москвички» носили такое не для красоты. Или не только ради нее. Звук побрякушек отпугивал злых духов и оберегал хозяйку от колдовства недоброжелателей.

Средневековье представлено ожерельем из горного хрусталя, горшками, медными иконками, изразцами. А также мечом — первым целиком сохранившимся, обнаруженным археологами. 

Военную тему подхватывает раздел Н — «Нашествие Наполеона». Русская кампания Бонапарта показана сквозь призму восприятия москвичей, а также в повседневной культуре. Вот письмо Алексея Изгородцева Петру Арнаутову, датированное 14 декабря 1812 года, о состоянии второй столицы после ухода французов: «Ужасно молвить, в каком она теперь виде. Замоскворечье, которое составляло почти половину Москвы, стало совершенное поле. <...> Почти вся обращена в пепел». Слова Изгородцева подтверждает и генеральный план города с таблицей сохранившихся домов: скажем, в Пятницкой части уцелело всего 5, в Городской (Кремль и Китай-город) — 11, в Пречистенской — 8... 

Не столь далекое прошлое представляет буква К — «Красный», раздел, посвященный главной площади страны. Вот гранитный макет Мавзолея — подарок Карело-Финской Советской Социалистической Республики к 800-летию Москвы. Рядом — пропуск для прохода на Красную площадь на похороны Гагарина. Еще один раритет — вымостка: такой настил был в XV веке вокруг Кремля.

Самым «личным» оказался участок, где господствует Я — то есть любой москвич. Здесь показывают предметы, принадлежавшие жителям столицы. Ботинки с коньками Зои Космодемьянской. Браслет Нонны Мордюковой и ее же удостоверение народной артистки СССР. Визитные карточки Склифосовского, Бахрушина, Гиляровского. Медальон бойца, принадлежавший обыкновенному солдату... Через сто лет на выставке может появиться и ваша вещь. Коллекция Музея Москвы, собиравшаяся на протяжении 120 лет, пополняется и сегодня — история продолжается.