Но ты мне, улица родная, и при раскопках дорога

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

07.07.2016

В Музее Москвы проходит выставка «Тверская, и не только». Здесь впервые показывают предметы, обнаруженные во время работ по благоустройству города в рамках программы «Моя улица». «Культура» побеседовала с директором музея Алиной САПРЫКИНОЙ.  

культура: За два года было сделано около тысячи находок. Изменили ли они представление археологов о городе? Насколько по ним можно воссоздать бытовую культуру москвичей?
Сапрыкина: Эти предметы действительно могут рассказать о самых разных сферах жизни — здесь есть элементы одежды, курительные трубки, жетон извозчика, железный топор, игрушки, изразцы, фаянсовые блюда, нательные крестики, столовые приборы, монеты, помадные банки, обувные подковки, светильники... Все это важные составляющие картины быта, что интересно не только специалистам, но и всем нам. Музей Москвы вместе с изучением города на протяжении своей 120-летней истории занимается исследованием бытовой культуры москвичей, и мы, безусловно, ждем, что новые артефакты окажутся в коллекции и сделают наши выставки еще информативнее.

культура: В экспозиции представлено более 30 раритетов. Какие, на Ваш взгляд, самые любопытные?
Сапрыкина: Внимание большинства посетителей приковывает инструмент фальшивомонетчика. Предмет обнаружили в ходе работ на Тверской улице, где во все времена вели бойкую торговлю. По предположению наших археологов, тот самый фальшивомонетчик, вероятно, испугался встречи с представителями охраны порядка и просто выбросил инструмент. Ведь возьми его с поличным, наказание было бы весьма суровым, вплоть до отправки на каторгу. 

Ну и какие же раскопки без таинственных кладов? В Вознесенском переулке рабочие нашли 90 медных монет, спрятанных необычным способом — в кирпичной стене, между двумя фаянсовыми блюдами. До сих пор с подобным сталкиваться не доводилось. Удивительны чугунные оконные решетки со стеклами с Мясницкой, выполненные по чертежам Шехтеля.

культура: Работы по благоустройству дали археологам возможность исследовать район, куда в обычной ситуации доступа нет, — исторический центр столицы. Как Вы считаете, какие участки Первопрестольной, не затронутые программой «Моя улица», привлекательны для ученых?
Сапрыкина: Их много. Москва — город с поразительной историей! В фондах музея хранятся многочисленные карты и планы столицы, которые можно рассматривать бесконечно. Каждый раз в голове возникает одна и та же мысль: как интересно, а теперь на этом месте... Думаю, для ученых город таит еще очень много загадок и любопытнейших находок.

культура: До начала раскопок исследователи прогнозировали наиболее перспективные с научной точки зрения улицы. Существовал и примерный план расположения археологических объектов. Были сюрпризы или ожидания полностью оправдались?
Сапрыкина: Самые распространенные места, где находят артефакты, совпадают с торговыми улицами-площадями либо привязаны к монастырям и храмам. Это все территории скопления людей, известные археологам, так что они не столкнулись с какими-то сюрпризами, хотя все может быть.

культура: Недавно в ходе работ на Тверской обнаружили деревянную мостовую XVI–XVII веков. Ее решили застеклить и подсветить. Какие еще археологические памятники нужно выставить на всеобщее обозрение?
Сапрыкина: Музей археологии Москвы, наш филиал, расположен в подземном павильоне на глубине семь метров в историческом центре, на Манежной площади, непосредственно на месте крупномасштабных раскопок 1993–1996 годов. Основу экспозиции составляют найденные тогда устои Воскресенского моста ХVII–ХVIII веков, который в прошлом соединял два берега реки Неглинной. То, что сейчас задумали сделать на Тверской, — замечательная идея. Хочется, чтобы история таким образом «оживала» в современном пространстве. Есть подобные идеи и в будущем парке «Зарядье» — там, где сохранилась Китайгородская стена.

культура: Сегодня популярны всевозможные экскурсии по Москве, в том числе авторские. Например, на прошлый День города большинство москвичей проголосовало за бесплатные прогулки с гидами — их устраивал ваш музей. С чем Вы связываете такой интерес?
Сапрыкина: С тем, что сентябрьский праздник наконец приобрел настоящий смысл и содержание. Жителям уже мало просто выйти из дома, послушать выступления поп-артистов или сходить на ярмарку. Они хотят чувствовать связь с местом, где живут, узнать о нем больше, посмотреть на него с неожиданной стороны. Не только наше экскурсионное бюро, музей в целом посвящен этому, работая на самые разные аудитории, становясь точкой притяжения как для горожан, так и для туристов.

культура: Есть Москва Пушкина, Гиляровского, Есенина, Булгакова... Кого из последних классиков, не обязательно литературных, Вы бы назвали «гением места»?
Сапрыкина: В этом году у нас прошел цикл лекций о Москве в фильмах Эльдара Александровича Рязанова. Ему удалось невозможное — передать столичный дух своего времени. Думаю, его фамилия достойна занять место среди перечисленных вами классиков. Можно назвать еще много имен, но это отдельная тема.

культура: Нужно ли, на Ваш взгляд, преподавать краеведение в школах?
Сапрыкина: Несомненно. У меня трое детей, младший еще в детском саду, так что это не только профессиональное мнение. Музей Москвы вырос из чисто краеведческого и исторического в современный городской комплекс. Он изучает нашу древнюю столицу — сегодня удивительный передовой мегаполис — с помощью самых разных оптик и дисциплин: истории, искусствоведения, социологии, урбанистики, философии... У нас проходят выставки, экскурсии, лекции, фестивали, круглые столы, кинопремьеры, концерты, спектакли, презентации городской еды и одежды, конкурсы молодых архитекторов, блошиные рынки. С одной стороны, мы рассказываем об истории, с другой — предъявляем, отражаем все, что происходит в Москве. То же происходит с самыми успешными и передовыми музеями городов во всем мире, которые тоже, по сути, возникали как краеведческие. К сожалению, само слово пока несет в себе оттенок архаичности. А на самом деле речь идет о стремлении узнать, понять место, где живешь, — через прошлое, настоящее и рождающееся на твоих глазах будущее. Музей Москвы заинтересован в этом больше всех, нам есть что рассказать и показать. Мы хотим, чтобы людей, влюбленных в свой город, становилось все больше и больше.