20.06.2016
Проект стартовал 19 июня с рассказа о Руссо Таможеннике. Лекцию о родоначальнике примитивизма прочел Сергей Тарабаров — основатель галереи «Дар», специализирующейся на наиве. После показали биографическую драму «Всегда по воскресеньям» — ранний фильм патриарха британского кино Кена Рассела. Кстати, роль Руссо в картине исполнил не профессиональный актер, а Джеймс Ллойд — знаменитый английский примитивист, первый художник-самоучка, чья работа была представлена в галерее Тейт.
У двух живописцев, безусловно, много общего. Ллойд пришел в искусство поздно — ему было 48, когда он полностью посвятил себя «хобби». Руссо поступил так немногим раньше — в 41 год. Оба служили в армии: француз для того, чтобы «откупиться» от тюрьмы, куда попал за мелкую кражу; а вот англичанин состоял в элитном Колдстримском гвардейском полку — старейшей части британских регулярных войск — и воевал во времена Второй мировой.
И тот, и другой получил признание лишь в конце жизни, а свою «трудовую деятельность» художники начинали в сферах, далеких от творчества. Ллойд чем только не занимался — пахал на ферме отца, пробовал себя в роли полицейского, кондуктора автобуса, фонарщика, скотника… Руссо работал в адвокатской конторе, потом на таможне — чем и заслужил от поэта Альфреда Жарри (автора «Короля Убю») прозвище Таможенник. О своей ранней «карьере» живописец сообщит в автобиографической справке: «Рожденный… в семье с отчаянно скромными доходами, он вынужден был изначально посвятить себя не тому ремеслу, к которому влекла его любовь к искусству». То же самое мог сказать о себе и Ллойд.
Однако в сонм «великих» из них двоих пока включен только француз, давно ставший легендой. «История Руссо — это еще в определенном смысле история мифа, — был уверен Анри Перрюшо. — Совершенно бесхитростный человек, наделенный первобытным простодушием, замечательный примитивист, столь же гениальный, сколь и невежественный, не ведающий, каким чудесным даром он обладает, — таким предстает перед нами Таможенник, чей образ трогателен, как образ святого из «Золотой легенды». Разумеется, жизнь Таможенника должна полностью соответствовать этому портрету. Вот почему одни факты искажались, а другие не принимались в расчет. Агиография взяла верх над биографией».
Другой пример «агиографии» — Нико Пиросмани. Художник, чье жизнеописание состоит сплошь из недостоверных фактов и мифов. Первым, кто приложил руку к созданию «легенды», был Илья Зданевич, не только открывший миру бездомного самоучку, но и сочинивший его биографию. Позже «маляр Николай» станет еще и персонажем поп-культуры — вспомнить хотя бы хит «Миллион алых роз», воспевающий сумасшедший поступок «грузинского Джотто». Впрочем, может, этого и не было вовсе.
Когда Нико появился на свет, неизвестно. Зато миф по имени Пиросмани родился в 1912 году — тогда братья Зданевичи, гуляя по родному Тифлису, наткнулись на необыкновенные вывески. Результатом стало знакомство с «кавказским Анри Руссо», появление в газете статьи с незатейливым заголовком «Художник-самородок» и участие работ 50-летнего живописца в знаменитой московской выставке-манифесте «Мишень», организованной Михаилом Ларионовым. Нашумевшему смотру предшествовал диспут в Политехническом музее «Восток, национальность и Запад», закончившийся грандиозной дракой — обыденное явление для того времени. К «художественному» выяснению отношений Пиросмани касательства не имел — он вообще не покидал Грузию. Кстати, как и Руссо, который никогда не выезжал за пределы Франции, хоть и придумал красивую сказку о путешествии по Мексике…
Его тифлисский коллега историй о себе не сочинял, за него это сделали другие. «Там, в глубине огромного города, сидел у тлеющих углей человек с тоскующими глазами, одинокий скиталец, большой художник» — отныне на примитивиста мы будем смотреть сквозь призму мемуаров Зданевичей. Правда, не все воспоминания такие патетические. В дневнике один из братьев записал жалобу Нико: «Здесь нельзя хорошо работать — пить заставляют».
Пиросмани умер в нищете и был похоронен в общей могиле для бедняков, как и Руссо. Впрочем, точное место погребения неизвестно.
Лекцию о «маляре Николае» прочтут на ВДНХ 26 июня. После чего покажут фильм Георгия Шенгелая (режиссера «Мелодий Верийского квартала») — «Пиросмани».
«Дни наивного искусства» проходят в рамках образовательной программы «ЛУЧ» и будут приурочены к выставке «Вечные ценности» — смотру наивного и самодеятельного искусства, представленному в павильоне № 67 («Карелия»).