Наивно. Супер

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

20.06.2016

ВДНХ подготовил «Дни наивного искусства», посвященные двум столпам направления — ​Анри Руссо и Нико Пиросмани.

Проект стартовал 19 июня с рассказа о Руссо Таможеннике. Лекцию о родоначальнике примитивизма прочел Сергей Тарабаров — ​основатель галереи «Дар», специализирующейся на наиве. После показали биографическую драму «Всегда по воскресеньям» — ​ранний фильм патриарха британского кино Кена Рассела. Кстати, роль Руссо в картине исполнил не профессиональный актер, а Джеймс Ллойд — ​знаменитый английский примитивист, первый художник-самоучка, чья работа была представлена в галерее Тейт.

У двух живописцев, безусловно, много общего. Ллойд пришел в искусство поздно — ​ему было 48, когда он полностью посвятил себя «хобби». Руссо поступил так немногим раньше — ​в 41 год. Оба служили в армии: француз для того, чтобы «откупиться» от тюрьмы, куда попал за мелкую кражу; а вот англичанин состоял в элитном Колдстримском гвардейском полку — ​старейшей части британских регулярных войск — ​и воевал во времена Второй мировой.

И тот, и другой получил признание лишь в конце жизни, а свою «трудовую деятельность» художники начинали в сферах, далеких от творчества. Ллойд чем только не занимался — ​пахал на ферме отца, пробовал себя в роли полицейского, кондуктора автобуса, фонарщика, скотника… Руссо работал в адвокатской конторе, потом на таможне — ​чем и заслужил от поэта Альфреда Жарри (автора «Короля Убю») прозвище Таможенник. О своей ранней «карьере» живописец сообщит в автобиографической справке: «Рожденный… в семье с отчаянно скромными доходами, он вынужден был изначально посвятить себя не тому ремеслу, к которому влекла его любовь к искусству». То же самое мог сказать о себе и Ллойд.

Однако в сонм «великих» из них двоих пока включен только француз, давно ставший легендой. «История Руссо — ​это еще в определенном смысле история мифа, — ​был уверен Анри Перрюшо. — ​Совершенно бесхитростный человек, наделенный первобытным простодушием, замечательный примитивист, столь же гениальный, сколь и невежественный, не ведающий, каким чудесным даром он обладает, — ​таким предстает перед нами Таможенник, чей образ трогателен, как образ святого из «Золотой легенды». Разумеется, жизнь Таможенника должна полностью соответствовать этому портрету. Вот почему одни факты искажались, а другие не принимались в расчет. Агиография взяла верх над биографией».

Другой пример «агиографии» — ​Нико Пиросмани. Художник, чье жизнеописание состоит сплошь из недостоверных фактов и мифов. Первым, кто приложил руку к созданию «легенды», был Илья Зданевич, не только открывший миру бездомного самоучку, но и сочинивший его биографию. Позже «маляр Николай» станет еще и персонажем поп-культуры — ​вспомнить хотя бы хит «Миллион алых роз», воспевающий сумасшедший поступок «грузинского Джотто». Впрочем, может, этого и не было вовсе.

Когда Нико появился на свет, неизвестно. Зато миф по имени Пиросмани родился в 1912 году — ​тогда братья Зданевичи, гуляя по родному Тифлису, наткнулись на необыкновенные вывески. Результатом стало знакомство с «кавказским Анри Руссо», появление в газете статьи с незатейливым заголовком «Художник-самородок» и участие работ 50-летнего живописца в знаменитой московской выставке-манифесте «Мишень», организованной Михаилом Ларионовым. Нашумевшему смотру предшествовал диспут в Политехническом музее «Восток, национальность и Запад», закончившийся грандиозной дракой — ​обыденное явление для того времени. К «художественному» выяснению отношений Пиросмани касательства не имел — ​он вообще не покидал Грузию. Кстати, как и Руссо, который никогда не выезжал за пределы Франции, хоть и придумал красивую сказку о путешествии по Мексике…

Его тифлисский коллега историй о себе не сочинял, за него это сделали другие. «Там, в глубине огромного города, сидел у тлеющих углей человек с тоскующими глазами, одинокий скиталец, большой художник» — ​отныне на примитивиста мы будем смотреть сквозь призму мемуаров Зданевичей. Правда, не все воспоминания такие патетические. В дневнике один из братьев записал жалобу Нико: «Здесь нельзя хорошо работать — ​пить заставляют».

Пиросмани умер в нищете и был похоронен в общей могиле для бедняков, как и Руссо. Впрочем, точное место погребения неизвестно.

Лекцию о «маляре Николае» прочтут на ВДНХ 26 июня. После чего покажут фильм Георгия Шенгелая (режиссера «Мелодий Верийского квартала») — ​«Пиросмани».

«Дни наивного искусства» проходят в рамках образовательной программы «ЛУЧ» и будут приурочены к выставке «Вечные ценности» — ​смотру наивного и самодеятельного искусства, представленному в павильоне № 67 («Карелия»).