Сидит он, дум великих полон

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

16.10.2015

15 октября в Москве открылся памятник пионеру функционализма Ле Корбюзье. Скульптуру установили около бывшего Центросоюза (где ныне располагается Росстат) — единственной постройки архитектора в Москве.

Событие стало знаковым в нынешние непростые для геополитики дни. По словам председателя правления Российского фонда мира Леонида Слуцкого, связь между Россией и Францией остается по-прежнему крепкой:

— Жаль, что Франция присоединилась к санкциям Евросоюза. Однако для нас главное — вечное сотрудничество между государствами. Ведь в культурном отношении мы — сверхдержавы.

Строгое розовато-серое здание Центросоюза, возведенное в 1928–1936 годах, в свое время считалось революционным: сплошное остекление, горизонтальные крыши, лаконичный дизайн. Как отметил глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский, некогда авангардная постройка сегодня перешла в разряд классики. Россия тщательно заботится о сохранности монумента: здесь проводились реставрационные работы, отмеченные в 2014 году на конкурсе «Московская реставрация».

Памятник Ле Корбюзье, установленный перед зданием, оказался камерным. По словам скульптора Андрея Тыртышникова, путь от замысла (дипломного проекта) до воплощения занял 11 лет. И результат того стоил: образ великого архитектора получился узнаваемым. Худой долговязый человек в круглых очках и франтоватой бабочке сидит на стуле и задумчиво разглядывает изображенный на гранитной плите проект «идеального города». Идею глобальной перестройки он хотел осуществить в разных мегаполисах, в том числе в Москве, где побывал трижды: в 1928, 1929 и 1930 годах. Ле Корбюзье в нашей стране любили и встречали тепло. Однако вскоре эстетика конструктивизма уступила место пышному «сталинскому ампиру», и творчество мастера (в частности, проект Дворца Советов) оказалось не востребовано. Тем не менее имя его осталось на слуху.

— Я узнал о Ле Корбюзье от педагогов, — рассказал президент Российской академии художеств Зураб Церетели. — Про него рассказывали и Шухаев, и Шмаринов, и Лансере. Счастлив, что теперь установлен памятник.

Судя по огромной толпе, собравшейся на открытии, этот день стал праздником для многих.