Пластический рисунок

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.10.2015

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства представляет выставку «Истории русского балета».

Посвященная XX и XXI столетиям, она, к сожалению, оставляет за бортом XIX век: обрусевшего «Мариуса Ивановича» Петипа, целомудренные по нынешним временам пачки, волнующие моменты рождения балетных шедевров… Отсчет идет от бунтарских дягилевских сезонов, оздоровивших (а по другому мнению, испортивших) классический танец. В экспозиции представлены любопытные вещицы того периода. Например, костюм солдата, созданный в 1921 году к хореографической пантомиме на музыку Прокофьева «Шут». Или эскиз Бенуа: злодей из «Лебединого озера» Ротбарт в виде взъерошенного филина. А также чудесные статуэтки в стиле ар-деко: в частности, Ида Рубинштейн, исполняющая эротический танец семи покрывал (автор — Дмитрий Чипарус) .

Впрочем, дягилевской антрепризой организаторы не ограничились. Выставка рассказывает и о тех, кто прославлял советский балет. Здесь можно увидеть знаменитую скульптуру Елены Янсон-Манизер: великая Галина Уланова в роли Одетты. Художница, прославившаяся спортивными фарфоровыми рельефами для станции «Динамо», увидела в белом лебеде не хрупкое беспомощное создание, а девушку с характером. Кстати, эта бронзовая скульптура — первый вариант памятника Улановой, который несколько десятилетий хранился в фондах Третьяковской галереи. Другой вариант установлен перед зданием Музея танца в Стокгольме. Иной у художницы вышла Плисецкая — в образе умирающего лебедя, считающегося коронной партией Майи Михайловны. Нежная и в то же время крайне упрямая: характер балерины выдают плотно сжатые губы. Скульптура, кстати, делалась в подарок приме и перед зрителями предстала впервые.

Кроме того, на выставке показана мелкая пластика — фарфоровые статуэтки, изображающие Тамару Карсавину и Анну Павлову. Обилие скульптурных работ не случайно: именно с этим искусством у танца больше всего общего. Впрочем, фотографии (черно-белые стилизации Владимира Клавихо-Телепнева), графика (акварели великого танцовщика Владимира Васильева) и даже драгоценности оказались «в кассу». И не важно, что цельного рассказа о русском балете не получилось. Главное — магия танца, мягко скрывшая недостатки выставки.