Ночной обзор

Марина ИВАНОВА

20.08.2015

На ВДНХ начался новый сезон — ночных экскурсий. Теперь послушать о славном прошлом выставки можно при вечерней подсветке и отсутствии толп праздно шатающихся, а также катающихся граждан.

Хоть экскурсии и назвали «ночными», начинаются они в восемь вечера. Правда, длятся два с половиной часа. Главное отличие от дневных (кроме безлюдных аллей) — маршрут. Под покровом ночи здесь доходят до Верхнего пруда и фонтана «Золотой колос» (при солнечном свете ограничиваются двумя центральными площадями). Групповые перебежки от одного запертого до утра исторического объекта к другому — единственный для «полуночников» способ согреться.

Несмотря на спартанские условия, недостатка в слушателях не наблюдается — в группе, вместе с которой мерзла корреспондент «Культуры», насчитывалось 22 укутанных гражданина. Нам предстояло узнать историю места, где с легкостью поместилось бы княжество Монако. Места, меняющего названия как перчатки — ВСХВ, потом ВДНХ, затем ВВЦ и снова ВДНХ. А какое-то время — и ВПВ. Особое сочувствие вызвал факт: павильоны во времена первой выставки не отапливались — ведь она задумывалась как сезонная. При сообщении, что раньше здесь были одни болота, да и вообще ВСХВ строилась почти как Питер, слушатели ежились. «Ветер тут и вправду ленинградский», — шептались они. А на вопрос: «Кто стоит на арке Главного входа?» — дружно отвечали: «Рабочий и колхозница». И, конечно, ошибались. Потому как ворота венчает другой символ выставки — «Тракторист и колхозница», держащие сноп пшеницы. Что до стальной пары авторства Веры Мухиной, то находится скульптура за пределами ВДНХ — недалеко от Северного входа. И стоит там не случайно — рядом раньше располагались главные ворота. Таким образом, нержавеющий дуэт встречал посетителей тогда еще ВСХВ — Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Что хорошо видно в фильмах конца 30-х, например, в «Подкидыше».

Ошибались слушатели и называя число республик, чьи гербы украшают Главный павильон. Их не пятнадцать, а шестнадцать — здание строилось, когда в составе Союза была Карело-Финская ССР. Столько же скульптур украшают фонтан «Дружба народов» — карельскую барышню с елкой никто не отменял. Кстати, изначально она и ее позолоченные коллеги не должны были стоять в парадных позах — автор трех фонтанов на ВДНХ Константин Топуридзе хотел изобразить танцующих девушек, эдакий хоровод дружбы. Начальство идею не одобрило — к главной выставке страны относились со всей серьезностью, тут не до плясок. В результате дев в движении ограничили, и те застыли торжественно.

Фонтан открыли в 1954 году, как и всю обновленную послевоенную ВСХВ. Правда, она была готова еще в 53-м, когда и планировался вернисаж. Но в марте умер Сталин, страна погрузилась в траур. «Витрину успехов» решили заморозить. Так полностью законченная выставка — с перестроенными или вновь возведенными зданиями, высаженными деревьями, специальными «выставочными» фонарями (кстати, сохранившимися), фонтанами — простояла год. На многих строениях до сих пор красуется дата — «1953». Сохранилась она и на Главном павильоне, символизирующем в том числе победу СССР в Великой Отечественной. В прошлом году во время реконструкции ВДНХ в центральном здании был обнаружен знаменитый горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» О его существовании специалисты знали, но в каком виде он дошел до нас, только гадали: в 1990-е произведение почти в сто квадратных метров зашили фанерными листами — в павильоне развернулась торговля, и горельеф в новую реальность не вписался. Увидеть его в ходе ночной экскурсии не удастся — здание закрыто, да и творение Вучетича только начали реставрировать.

В подвале все того же главного строения нашли и другое произведение — работу Александра Герасимова, любимого художника Сталина и первого президента Академии художеств СССР. В хрущевское время живописец попал в опалу. Похоже, тогда руководство ВДНХ решило уничтожить картину, но кто-то перепрятал и сберег для потомков. В 2014-м перед потомками предстало масштабное полотно (7х11 метров), где вождь народов выступает на съезде колхозников-ударников (малолетние слушатели экскурсии при этом слове самозабвенно изображают игру на барабанах). Видимо, это знаменитый II Всесоюзный съезд, на котором передовики отрасли попросили «Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Союза ССР организовать в 1937 году в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку». Что и было сделано. Правда, ВСХВ открылась не в 1937-м, а в 1939-м и являла собой «смотр колхозных побед».

Через 15 лет колхозников чуть подвинули — послевоенная выставка упор делала не столько на аграрные достижения, сколько на дружбу народов. Каждая республика получила отдельный павильон, выстроенный с учетом национальных особенностей. Например, резной фронтон «Карелии» выполнен из драгоценного мореного дуба, колонны облицованы красным гранитом. Боковые фасады «Сибири» украшены косулями, кедровыми шишками и прочими представителями флоры и фауны региона. Правда, с 2003 года в этом здании разместилась «Армения»... Разместилась вынужденно — в 1960-е, когда региональные павильоны сделали отраслевыми, историческое здание республики превратили в «Пищевую промышленность», а потом — в «Здравоохранение». К тому же шла активная война с излишествами в архитектуре — на уникальные строения надевались каркасы. Та же участь постигла «Армянскую ССР», превратившуюся в унылую коробку. Вдобавок ко всему в начале 2000-х возникли проблемы с арендатором, не готовым расстаться с павильоном. В результате закавказская страна сменила географическое положение, а в бывшей «Армении» до недавнего времени торговали «камнями-самоцветами для здоровья», лечебными травами, товарами для шитья и бисероплетения... 

Соседи республики пострадали не меньше — например, «Азербайджанская ССР» с мраморным фасадом, восточными орнаментами и росписью по золоту в 60-х была переделана в белый металлический куб «Вычислительная техника». Сегодня жертвам борьбы с излишествами пытаются вернуть исторический облик — снимают «намордники», обнажая остатки былой роскоши. В случае с «Азербайджаном» — остатки, хорошо сохранившиеся. Во всяком случае, майолику можно разглядеть без труда. Благо ночные гулянья по ВДНХ заканчиваются этим павильоном — здесь устроена смотровая площадка.