Антарктида во сне и наяву

08.08.2015

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Фото: mamm-mdf.ru

Полюбоваться на ледяной континент в летний московский полдень предлагает Мультимедиа Арт Музей, где проходит выставка «Антарктида. История. Антарктопия».

Концепция экспозиции не совсем обычна. Есть работы и для консервативного зрителя, привыкшего к традиционной развеске фотографий, и для любителя современных арт-объектов. С одной стороны, проект посвящен истории покорения Антарктиды. На стенах по периметру зала — черно-белые снимки, показывающие, что обычно скрывается за сухими информационными сводками. Скажем, известно, что в зависимости от сезона на ледяных просторах проживают от четырех тысяч человек (летом) до одной тысячи (зимой). Более того — здесь даже рождаются дети: первый случай зафиксирован в 1978 году, когда на свет появился Эмилио Маркос Палма. Однако далеко не все задумываются о реальных условиях существования на самой южной точке Земли. И тогда на помощь приходят фотографии, полные бытовых и героических деталей. Например, можно узнать, как готовят обед для научных сотрудников обсерватории «Мирный» (1957). Или увидеть портрет пекаря с результатом его трудов — свежими буханками хлеба (1980). Следующий кадр — тоненькие растения на окне: скромный огород, выращенный геофизиком советской экспедиции Геннадием Моисеевым (1980) .

В первую очередь, Антарктида — это постоянная борьба со стихией. Здесь нередки температура минус 60 градусов и ледяные ветра, дующие со скоростью 150 километров в час. Фотографии показывают, какой ценой дается освоение ледяного материка. Так, на одном из снимков запечатлен застрявший во льдах корабль: научно-исследовательское судно «Михаил Сомов», которое провело в вынужденном дрейфе 133 дня. Следующий кадр — настоящий хэппи-энд: капитан этого корабля Валентин Родченко рапортует в связи с успешным окончанием рейса (1985). Еще один пример героического сопротивления обстоятельствам связан с пожаром на станции «Восток». Расположенная в районе с говорящим названием Полюс холода Земли, она оказалась обесточена на восемь месяцев. Однако полярники не сдались и, отогреваясь обычными буржуйками, сумели дождаться помощи.

Фото: mamm-mdf.ru

Вторую часть экспозиции составляет международный проект «Антарктопия», презентация которого прошла на 14‑й Архитектурной биеннале в Венеции. Это своего рода фантазия (скорее художественная, чем научная) на тему инфраструктуры в Антарктиде. Главная идея состоит в том, что при освоении континента мало кто задумывался об эстетической стороне дела, да и вообще — как существовать не в антагонизме, а в согласии с ледяным пространством. Скажем, Алексей Козырь и Илья Бабак предлагают создать антарктическую оранжерею с полярными растениями, которые комфортно чувствуют себя при низких температурах. С одной стороны, здесь можно будет проводить научные разработки, с другой — устроить зону отдыха. Стюарт Вич и Маша Вич-Космачева мечтают о «мигрирующем городе»: архитектурных дирижаблях, где инфраструктуру составляли бы мобильные энергетические станции, питающиеся от космических солнечных электростанций. А Заха Хадид предлагает запредельно футуристический проект: трансформируемый антарктический научно-исследовательский центр. Насколько жизнеспособны фантазии авторов, мечтающих организовать пространство на ледяном континенте на особый лад — покажет время. А пока можно посмотреть на достижения минувших лет, запечатленные на фотографиях, и порадоваться: хорошо, что человечество еще не разучилось мечтать. Впрочем, некоторые художники — например, Александр Зеликин — честно говорят: их идея — целиком художественная, и к науке никакого отношения не имеет.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть