Быстрее, выше, красивее

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

17.07.2015

Олимпиаду-80 Москва встретила во всем блеске. Чистые улицы, украшенные флагами и эмблемами, новые архитектурные объекты, празднично оформленные витрины… Жители столицы и туристы на две с лишним недели словно оказались в сказке.

Преображению Белокаменной предшествовала долгая работа. Изменения в первую очередь коснулись архитектуры: например, для строительства знаменитого спорткомплекса «Олимпийский» пришлось снести старые кварталы. Спортивные сооружения, среди которых оказались и велотрек в Крылатском, и универсальный дворец спорта «Крылья Советов», «разбросали» по столице — так воплощалась идея о полицентрической структуре города. 

Для приема гостей был возведен отель «Космос», на открытии пел Джо Дассен. Кроме того, огромный гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 000 постояльцев. Его образ навеян идеями функционализма: пять одинаковых 30-этажных зданий, скупых на декор. Чтобы разбавить монотонность линий, Зураба Церетели, главного художника Олимпиады-80, попросили украсить горельефом концертный зал.

— В советские годы художники тесно работали с архитекторами, — рассказал Зураб Константинович. — Это старая традиция: обратите внимание, как строились Париж, Санкт-Петербург. Архитектура всегда шла рука об руку с монументальным искусством. В наши дни, к сожалению, сотрудничество прекратилось.

Кстати, горельеф для концертного зала в Измайлово — с изображенными на нем спортсменами, звездами и цветами — Церетели называет одним из любимых.

— Много значила и гостиница «Спорт», — продолжает он. — Буквально дневал и ночевал там, когда работал над эмалями. Вообще, эксперименты с этой техникой заняли у меня 12 лет. Зато удалось добиться, чтобы, закаленная при температуре 1400 градусов, эмаль не боялась ни холода, ни жары. Очень жаль, что гостиницу потом снесли... 


Впрочем, столица не только застраивалась к Олимпиаде, но и украшалась: флаги, стенды, растяжки, выставки, оформление путепроводов и магистралей, стены зданий — везде можно было увидеть добродушного Мишку, придуманного Виктором Чижиковым, а также эмблему Олимпиады-80. Автором последней стал студент Строгановки Владимир Арсентьев: его эскиз признали лучшим из 26 000 работ, поступивших на конкурс, объявленный в 1975-м. Талантливый юноша предложил простой, но эффектный образ: беговые дорожки, образующие силуэт московской высотки, увенчанной звездой.

Продумывая оформление Москвы, правительство позаботилось и об иностранных туристах, пугавшихся кириллицы. Чтобы помочь людям ориентироваться в незнакомом городе, разработали пиктограммы — универсальные, понятные каждому знаки. Предложенная нашими художниками семиотическая система оказалась простой и изящной: например, фигурка повара, держащего в руках то или иное блюдо. Медпункт — шприц, дискотека — танцующая парочка, детская комната — ребенок на лошадке. Кроме того, придумали новые спортивные пиктограммы: их автором стал Николай Белков, спортсмен и художник, в то время студент Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной. Любопытно, что это была его дипломная работа. 

Не забыли и о таком наглядном и удобном средстве графической коммуникации, как плакат. В 1979 году состоялся конкурс, где первое место заняли эскизы советских и японских художников. Надо сказать, плакатов напечатали море. Их главный посыл был мирным — несмотря на напряженную политическую обстановку, в которой проводилась Олимпиада. Кроме того, художники обращались к русским символам и образам — чтобы ближе познакомить гостей со страной — хозяйкой Игр. Так, на одном из плакатов выстроились по росту матрешки: из последней, самой крохотной, выглядывает лукавый Мишка. На другом — купол собора Василия Блаженного, изображенный в цветовой гамме Олимпийских колец. На третьем — и вовсе петушок, словно скопированный с хохломской росписи.

Немало образцов олимпийского дизайна сохранилось до наших дней. В том числе осело в фондах Государственного музея спорта. В сентябре учреждение переедет в более просторное помещение, а пока экспозиция, посвященная Олимпиаде-80, кажется довольно скромной. Впрочем, это обманчивое впечатление: ведь здесь сплошь «топовые» вещи.

Например, можно увидеть факел — экспонат, которым обязан располагать каждый уважающий себя музей спорта. А также настоящий раритет — лампу запасного олимпийского огня: всего, по словам Ирины Дзидзигури, специалиста по экспозиционной и выставочной деятельности Государственного музея спорта, было выпущено около десяти штук. Есть еще один любопытный предмет — квадрига, с которой юноши и девушки разбрасывали лепестки роз во время церемонии открытия Олимпиады-80. И, конечно, огромные кольца с подсветкой, украшавшие одну из московских улиц.