Ставка в законе

Нильс ИОГАНСЕН

20.09.2013

Банк России выпустил первый официальный документ, свидетельствующий о том, что этот финансовый институт подконтролен государству. Ставка рефинансирования (СР) ЦБ РФ — пока что виртуальный параметр, — вскоре станет реальным экономическим инструментом.

Документ «О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России» от 13 сентября 2013 года написан, как водится, на «птичьем» языке профессиональных финансистов. Поэтому его поняли немногие. Да и не все, кто осознал суть реформ, поспешил поведать об этом народу.

За традиционными славословиями о необходимости борьбы с инфляцией кроются две важнейшие новости. Во-первых, государство намерено взять в свои руки управление стоимостью кредитных ресурсов. Во-вторых, проценты по ссудам будут снижать. Чтобы российская экономика получила деньги для развития.

Сегодня предприятия морят финансовым голодом. Средства непомерно дороги, взять кредит практически нереально. А Центробанк, который, по идее, должен способствовать доступности средств для бизнеса, до сего дня просто сидел на деньгах. Незадолго до отставки экс-главу ЦБ Сергея Игнатьева вызывали в Совет Федерации, где банкир держал ответ за свои действия. Но ничего вразумительного в оправдание ставок по кредитам он сказать не сумел. И кресло на Неглинной опустело.

Эльвира Набиуллина далеко не сразу занялась реформами. Потому что прежняя политика была вовсе не случайной. Дорогие кредиты — чахлая экономика — слабая Россия. Наилучший вариант для заклятых друзей нашей страны. Написанный под диктовку иностранных консультантов в 1990 году закон «О Центральном банке Российской Федерации» декларирует статус независимости ЦБ от Кремля, этим г-н Игнатьев и его предшественники активно пользовались. Кстати, вспомните, с какими мучениями власти выпроваживали бывшего главу Банка России. Потом уже г-же Набиуллиной понадобилось некоторое время на «зачистку» Центробанка от соратников бывшего босса. И только после проведения данных мероприятий стали возможны реформы.

Пока довольно робкие — в полной мере новые правила денежно-кредитной политики должны заработать с начала 2016 года. Возможно, сроки скорректируют. На более ранние. А пока просто не хотят пугать прогрессивную мировую общественность.

Зато когда это заработает, произойдет настоящий прорыв. При СР на уровне инфляции — 5-6% годовых, банки обяжут кредитовать промышленность под 6-7%. Население — чуть дороже, но только по причине больших издержек розничного ссудного бизнеса по сравнению с корпоративным. Ипотека станет менее обременительной, равно как и другие виды ссуд.

Но, главное, произойдет рывок в промышленности, прежде всего обрабатывающей. Новые недорогие отечественные товары, импортозамещение и прочие положительные моменты.

Правда, для того чтобы все это стало реальностью, ЦБ под руководством Эльвиры Набиуллиной придется решить еще одну непростую задачу. А именно «отвязать» рублевую массу от объема золотовалютных резервов. То есть сделать национальную валюту независимой — сколько нужно экономике, столько и напечатали. Без фанатизма, конечно, дабы не допустить гиперинфляции. Но тот объем рублевой массы, который Россия имеет сегодня, катастрофически мал. «Деньги — кровь экономики» — аксиома. РФ страдает малокровием, а слабый организм не способен развиваться.