Вредные уроки

Нильс ИОГАНСЕН

12.09.2013

Минфин выступил с инициативой ввести в российских школах дополнительный предмет — уроки финансовой грамотности.

Предложение было озвучено в Санкт-Петербурге на саммите G20. Главным аргументом в пользу нововведения стала статистика. Лишь 9% россиян занимаются финансовым планированием, более 30% наших соотечественников регулярно тратят больше, нежели зарабатывают. А еще мы не доверяем банкам.

Предположим, предмет под условным названием «финансовая грамотность» появился в школьной программе. А теперь давайте представим, что же, скорее всего, будут внушать на таких занятиях детям, кто это станет делать и в чьих интересах.

Прежде всего, детей научат жить в долг, то есть брать кредиты. «Грамотно» брать. «Не копи, а купи» — попался на глаза недавно рекламный слоган. Ну, прямо как в «цивилизованных» странах. В той же Америке первая ссуда приравнивается чуть ли не к инициации — население с детства приучают быть зависимыми от банков. Отечественные финансисты пытаются добиться того же.

Вероятно, они же постараются сделать все, чтобы на уроках озвучивался минимум правды. Например, о том, как гасится ипотечный кредит — много лет заемщик платит по процентам и только в конце срока действия договора выкупает квартиру у банка. А поведают ли школьникам о многочисленных аферах, в которых были уличены управляющие компании, работающие с пенсионными средствами населения? О том, что накопления граждан на старость эти «профессионалы» спускают на бирже. Вряд ли.

Зато наверняка пойдет скрытая реклама гигантского лохотрона под названием «фондовый рынок». Ведь учебники «помогут» написать профессиональные брокеры и биржевые спекулянты, а они своего не упустят. Зачем детям — будущим инвесторам — знать, что котировки акций меняются по воле владельцев бирж, а ценные бумаги в любой момент могут быть аннулированы?

Лучше уж вообще никаких финансовых уроков, чем поток дезинформации. Даже если министерство и выпустит нормальный учебник — на уроки зачастят представители финансовых структур, которые станут проповедовать детям свои ценности. Ложные. А учителя — по сути, такие же неграмотные в вопросах финансов граждане, — ничего не смогут возразить. Или не захотят, если нищих педагогов немного проспонсируют. Денег у бизнесменов хватит.

Не брать в долг. Не тратить больше, чем зарабатываешь. Не вкладывать накопления в сомнительные активы. Не доверять управление своими средствами никому, в особенности «инвестиционным» компаниям. Не рассказывать о своем финансовом положении, об операциях — обчистят. Сторониться банкиров, ведь для них главное — выжать из человека максимум прибыли. Этому подростков сегодня пытаются учить родители на бытовом уровне. И, похоже, кое-кому такой ликбез очень не нравится.