Возврата нет

Нильс ИОГАНСЕН

27.02.2014

Авиакомпаниям разрешат продавать «невозвратные» авиабилеты. Соответствующий законопроект одобрен правительством. 

Сегодня любой билет можно сдать. Вернув проездной документ за сутки и более до вылета, вы получите на руки почти всю сумму. Если же до посадки на борт осталось менее 24 часов, то штраф составит около 75%. Но и четверть — лучше, чем ничего. Риски, что пассажиры в любой момент имеют право отказаться от полета, заложены в бизнес-модель каждой авиакомпании. То есть в стоимость всех билетов включены среднестатистические убытки от возвратов. Придумано не у нас, такова мировая практика.

Невозвратные авиабилеты уже в момент их покупки фиксируют прибыль компании. И не важно, полетит человек или нет — деньги получены, назад пути нет. По идее, риски бизнеса при этом уменьшаются, то есть с введением новой системы все проездные документы на самолеты должны подешеветь. А невозвратные, естественно, стать самыми бюджетными.

Но это в теории. И в мировой практике. Россия, скорее всего, опять полетит по своему уникальному пути. Например, в ЕС с его дорогим горючим стоимость полета из Гамбурга в Копенгаген каким-нибудь Ryanair или EasyJet почему-то всего 25 евро (1200 рублей). А обратный билет при одновременной покупке обойдется еще дешевле — в смешные 20 евро (менее тысячи рублей). Ниже уже просто некуда, несколько лет конкуренции опустили тарифы до минимума.

А вот аналогичный по расстоянию перелет по России, например, из Москвы в Нижний Новгород, стоит от трех тысяч рублей. Это при наших-то невеликих зарплатах и несметных запасах дешевых углеводородов… Еще летом прошлого года генпрокурор Юрий Чайка направил письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором указывалось, что российские авиакомпании необоснованно завышают тарифы в 1,5–2 раза.

Билеты на Ryanair и EasyJet, действительно, невозвратные. В противном случае эти лоукостеры, которые и так не зарабатывают сверхприбыли, моментально вылетят в трубу. Регулярные рейсы в разы дороже. Вот только рассчитывать на европейские ценники не стоит, не перенесут нас в Нижний или в Питер за 800–1000 рублей. Желающих будет слишком много, обычные билеты никто не станет покупать.

Наиболее вероятен другой вариант. Значительную часть авиабилетов сделают невозвратными, а на остальные просто поднимут цены. Хочешь слетать «дешево» — покупай one way ticket, не уверен — плати на четверть больше (разница между возвратным и невозвратным билетом закреплена в законопроекте пока на уровне 25%). То есть ждем нового увеличения стоимости перелетов.