Банкрот по собственному желанию

Нильс ИОГАНСЕН

12.02.2014

Законопроект «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» (закон о банкротстве физических лиц) возвращается в Госдуму. Основные положения документа существенно переработают.

Закредитованность населения России превратилась в серьезную проблему. Согласно статистике ЦБ, на 1 января 2014 года граждане страны имеют перед банками обязательства на общую сумму в 9,96 трлн рублей. При этом объем просроченной задолженности растет, на означенную дату он составил 440,3 млрд рублей. Цифры впечатляют, они лишь немного не догнали показатели госбюджета-2014 (доходная часть 13,57 трлн рублей, запланированный дефицит — 389,6 млрд рублей).

Людей подсадили на иглу заемных ресурсов. Особенно много народа попадается на потребительское экспресс-кредитование. Декларируемые ставки сильно отличаются от реальных, достигающих 50-60% годовых. По различным оценкам, две трети, а то и три четверти клиентов просто не понимают, на что они подписываются. Граждане оказываются в долговой кабале, многие не в состоянии расплатиться по чудовищно дорогой ссуде.

Именно для таких несчастных и написали закон о банкротстве физлиц. Вполне достойный документ, хотя, как водится, не без отдельных недостатков. Его суть такова: положим, вы задолжали, а денег нет. Идете в суд и объявляете (пишете заявление): «Я банкрот, платить не могу». Вам дается полгода отсрочки. После того как суд принимает бумагу гражданина о банкротстве, вводится так называемый «мораторий на предъявление требований к должнику». При этом никто не имеет права что-то с него (должника) взыскивать, а должник все свое время и силы обязан потратить на поиск наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами. При этом — очень важный момент — «прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам должника».

Разумно и демократично. Нижнюю планку, начиная с которой можно объявить о собственной несостоятельности, сначала установили в 50 000 рублей. Согласно статистике, 99% потребкредитов как раз укладываются в 50-60 тысяч. Ну а если человек по каким-либо причинам не смог (или не захотел) закрыть ссуду, то в дело вступает конкурсный управляющий. Он проводит ревизию собственности должника, определяет те объекты, которые могут быть реализованы (так называемое «избыточное имущество»), за счет чего и гасится кредит. Тоже вполне логично и гуманно. Кстати, злоумышленников, которые берут в долг, чтобы никогда не отдать, — всего несколько процентов из общего объема неплательщиков. По большей части мы все-таки честные. Вот только банкиры нас частенько обманывают...

Однако первоначальный законопроект, скорее всего, не понравился банковскому сообществу. Лимит, с которого можно объявить о собственной несостоятельности, теперь хотят поднять до 300 000 рублей. То есть все потребкредиты и пострадавшие от них граждане окажутся за бортом новой правовой базы. Долги в 300 000 и более — это, по большей части, так называемые кредиты «на неотложные нужды». Но их практически не берут, невыгодно. А по ипотеке и автокредитам проблем нет: жилье и транспортные средства находятся в залоге (считай — в собственности) банка. Если кредитор не платит, то их просто забирают, прецедентов достаточно.