Не звони мне, не звони

Нильс ИОГАНСЕН

18.01.2013

Оранжевые таксофоны. В больших городах всегда (или почти всегда) работает мобильная связь, и мы их не замечаем. А вот в глухой провинции, где «абонент — не абонент», таксофоны подчас могут спасти жизнь человека. Но Минсвязи вдруг решило ликвидировать социальную телефонию.

Обслуживание одного абонента стоит в год 35 тысяч рублей, одна минута разговора — 550 рублей, а всего программа уже сожрала 80 миллиардов бюджетных рублей. Такие чудовищные цифры недавно озвучил министр связи РФ Николай Никифоров. И предложил все таксофоны ликвидировать как класс, для государства они-де слишком дороги и не окупаются.

Вот только госчиновник забыл два ключевых момента. Первый. В статье 57 «Универсальные услуги связи» федерального закона «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 значится, что «время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час». Там же: «В каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам». Второй момент. Установку и обслуживание таксофонов обеспечивают операторы услуг связи, на это они отчисляют 1,2% своей выручки — огромные средства. То есть казенные деньги тут ни при чем.

Да и сами цифры стоимости минуты разговора и затрат на одного абонента более чем странные. Напрашиваются параллели с недавними стенаниями сотовых операторов, когда тех попросили умерить свои аппетиты по стоимости роуминга. Тогда моментально начался «плач Ярославны» — что и так работаем почти в минус. Но стоило властям прикрикнуть, и все устаканилось. Роуминг подешевел в разы, а прибыли компаний продолжили расти.

В ряде регионов таксофоны уже начали отключать. Как заметил один из корреспондентов «Культуры», в глубинке Вологодской области практически нереально найти работающий аппарат, стоят новенькие будки с оборудованием, но связи нет. В «медвежьих углах» Тверской области, где нет покрытия ни одного из сотовых операторов, таксофоны работают, однако тоже далеко не все. Но там хотя бы народа побольше: летом приезжают многочисленные дачники из столицы, а они — потенциальные скандалисты, могут и настучать кому следует. Ведь кроме «универсальных услуг связи» других вариантов вызвать милицию, пожарных или скорую помощь просто нет.

Qui prodest? (кому выгодно?) — всегда вопрошали древние римляне, когда сталкивались с некой загадочной ситуацией. Давайте порассуждаем с этих позиций. Сотовые операторы в откровенно бесперспективные безлюдные регионы не пойдут, установка вышек — очень затратно. Даже если действовать в складчину, возводить одну вышку на несколько операторов, все равно в обозримой перспективе это не окупится. К тому же компаниям мобильной связи придется повесить на себя социальную нагрузку — бесплатно обслуживать номера «01», «02», «03» и «04», а это им не нужно. Значит, сей вариант отметаем.

А вот ставшие бесхозными линии, к которым подключены таксофоны, — неплохой актив. Их можно выставить на приватизационный аукцион или иным образом передать в частные структуры. Варианты есть. Все это, конечно, не более чем умозрительные догадки, быть может, мы не знаем чего-то важного? Например, планов покрытия всей территории России бесплатной государственной связью на основе галактических технологий. Тогда да, таксофоны более не понадобятся.

Проект ликвидации социальной связи, к счастью, пока что не утвержден. И хочется надеяться, что этого и не случится. Но ведь не исключено, что его попытаются реализовать тихой сапой — просто планомерно отключая аппараты. Поэтому, отправляясь в регионы, возьмите несколько SIM-карт различных сотовых операторов, как федеральных, так и местных. Благо, сегодня они бесплатны, а денег на счет можно положить самый минимум. Еще лучший вариант — прикупить коротковолновую рацию. В провинции масса пользователей этих устройств, кого-нибудь да дозоветесь и сможете вызвать помощь.