До и после Эммануэль

18.10.2012

Денис БОЧАРОВ

Ушла из жизни голландская актриса, знаменитая Сильвия Кристель, сыгравшая главную роль в фильме «Эммануэль». 28 сентября ей исполнилось 60 лет.

Влияние созданного Кристель экранного образа на последующее развитие эротического кино неоспоримо. В Советском Союзе, как известно, с темой «про это» складывались особенные взаимоотношения — и именно «Эммануэль» изменила многое.

.
Когда эта французская картина вышла в 1974 году, она была запрещена к показу даже на родине. Правда, ненадолго, поскольку невзлюбившего фильм тогдашнего президента Франции Жоржа Помпиду в скором времени сменил на этом посту Валери Жискар д’Эстен, бывший, по слухам, любовником Сильвии Кристель. Но уж если «Эммануэль» могла — пусть и на короткое время — вызвать всплеск официального неприятия в раскрепощенной Франции, что говорить о странах Восточноевропейского блока, тем более — СССР?

В нашей стране на широкий экран картина вышла только в конце 80-х, когда обдуваемый ветром перестройки слоган «Секса у нас нет» стал подвергаться серьезному пересмотру. А что же было до этого? А до этого крутили видеокассеты с такими хитами, как «Греческая смоковница», «История О» или та же «Эммануэль». Они были в тайных коллекциях многих (хотя и редких) обладателей видеомагнитофонов. Также эти и другие жанрово схожие с ними фильмы на «ура» демонстрировались в подпольных видеосалонах, владельцы которых получали от советских блюстителей морали и нравов по шапке...

Времена менялись, и сегодня понятия о допустимости эротической откровенности на экране разительно отличаются от реалий 70-х. Однако «Эммануэль», по меркам эпохи сорокалетней давности, была, конечно же, настоящей бомбой. Жанр эротического фильма появился именно с этого кинопроизведения режиссера Жюста Жакена: дальше подобные фильмы посыпались на головы, чувства и основные инстинкты людей как из рога изобилия.

Пожалуй, именно здесь и кроется главный подвох: последующая история мирового кинематографа невольно наводит на мысль, что в самом словосочетании «эротический фильм» логическое ударение делается на первое слово. Ибо практика показала, что снять высокохудожественное кино, замешанное исключительно на «обнаженке», крайне сложно. Не будем ханжами, и признаем, что сюжет и актерское мастерство в таких картинах, как правило, имеют не первостепенное значение — народу здесь интересно другое: то, что со сравнительно недавних пор укрепилось в нашем лексиконе под термином «клубничка». Расхожее голливудское выражение «sex sells» цинично и недвусмысленно указывает именно на это.

«Эммануэль» сделала то, что и должна была: она узаконила эротизм на большом экране. Правда, в конце 80-х кинопрокатной политикой агонизировавшего СССР такое положение вещей было воспринято довольно превратно. Когда «об этом» стало возможно говорить более-менее открыто, на отечественные киноэкраны бурным потоком хлынули второсортные западные ленты, для которых в стране тогда еще существовал жесткий цензорский штамп «детям до 16-ти». «Студенческие каникулы», «Слияние двух лун», «Смышленые девочки» — эти и многие другие фильмы категории «Б» (в лучшем случае) собирали полные залы. По откровенности известного рода сцен до «Эммануэли» они, конечно, не дотягивали — потребовалось еще несколько лет для того, чтобы широкий российский прокат был готов к «Основному инстинкту», — но, как говорится, лиха беда начало.

Эти и подобные им фильмы в истории не остались — да и не могли, наверное, ибо несмотря на то, что «секс продается», он — товар штучный, и, ничем более содержательным не подкрепленный, нуждается в постоянной подпитке. Но дело было сделано. С легкой подачи «клубничных» лент сознание советских людей в определенном смысле расширилось, и постепенно наши кинематографисты пришли к мысли: «А не замахнуться ли и нам тоже?» Замахнулись... В 1988 году по советским кинотеатрам триумфально и скандально прошествовала первая «официальная» отечественная эротическая кинолента «Маленькая Вера». Вообще-то, это криминальная мелодрама. Однако в истории, порой относящейся к некоторым аспектам нашей жизни с иронией, картине было угодно навсегда остаться не как выдающееся драматическое кинопроизведение, а как первый отечественный фильм, где был продемонстрирован половой акт.(фото: ИТАР-ТАСС)

Первый блин комом? Может быть. Что-то изменилось с тех пор? Многим ли режиссерам и актерам удалось создать качественное эротическое кино, где собственно эротизм был бы затенен другими средствами выразительности и стал самоценным кинематографическим явлением? В мире подобных примеров раз-два и обчелся, а в российском кино таких случаев, похоже, вовсе не наблюдается. Да и едва ли подобные цели вообще ставятся — эротические фильмы, повторимся, — это отдельный киножанр, у которого всегда будет масса поклонников.

Но есть у эротического кино одна выдающаяся особенность. Вы замечали, что в подобных картинах, как правило, очень хорошая, приятная музыка? И вот ей-то в истории точно местечко уготовано. Вы могли ни разу не видеть «Эммануэль», но одноименная мелодия оттуда наверняка у вас на слуху.

"Основной инстинкт", "Греческая смоковница", "Маленькая Вера"

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть