Навсегда Вероника

Денис БОЧАРОВ

11.05.2014

?еат премии жюри Каннского кинофестиваля — похоронена на Новодевичьем кладбище.

Татьяна Евгеньевна к успеху 1958 года относилась спокойно. Главной своей удачей считала роль в фильме «Анна Каренина». Откровенно говоря, подавляющее большинство любителей и знатоков кино помнят Самойлову именно по этим двум ролям: толстовской мученицы в экранизации Александра Зархи и мятущейся Вероники в гениальной калатозовской ленте «Летят журавли».

Несмотря на любовь к образу Карениной, именно «Журавлям» Самойлова обязана своей славой. Ведь более чем полвека назад она, по сути, вывела принципиально новый экранный типаж — создала образ, которому прежде в отечественном кинематографе места не было. Вероника — не просто подруга ушедшего на фронт солдата, томящаяся в неведении и ожидании. Это обыкновенная женщина, которая даже в такой непростой ситуации пытается быть счастливой. Сложнейший образ, понятный далеко не каждому. Неслучайно вокруг него развернулась бурная полемика — тот же Хрущев после просмотра назвал главную героиню «шлюхой». Но время все расставило по своим местам: сегодня без шедевра Калатозова историю отечественного кинематографа невозможно представить. «Летят журавли» стали звездным часом и пиком карьеры Самойловой.

Другое дело, что кинематографическая карьера Татьяны Евгеньевны не задалась. За более чем полвека в профессии Самойлова снялась всего лишь в двадцати пяти картинах, в большинстве из которых исполняла либо второстепенные, либо эпизодические роли. Талантливейшая актриса, обаятельная женщина большую часть своего творческого пути провела не в свете рамп и софитов, а в скромных залах на периферии, выступая перед теми, кто навсегда запомнил ее в роли Вероники.

Но это тот самый случай, когда важно не количество, а качество. Возможно, Самойлова — актриса одной-двух ролей. Но зато таких, благодаря которым артисты остаются в истории и людской памяти.