Добрый человек из «Моссовета»

Анна ЧУЖКОВА

21.04.2014

?ончался на 71-м году жизни после продолжительной болезни. 

Александр Сергеевич признавался, что никогда не стремился к известности. В его репертуаре в основном эпизодические роли. Но так вышло, что зрительская любовь сама его нашла — просто не могла обойти стороной чудаковатого добродушного Ленькова. 

Десятилетним мальчиком он выходил на сцену театра — того, который был ближе к дому. И этим же подмосткам остался верен на всю жизнь. В трудовой книжке лишь одна запись: «Поступил в Театр Моссовета в 1964 году». Здесь посчастливилось встретиться с известными мастерами. Учился на курсе Юрия Завадского, брал уроки у Любови Орловой, дружил с Марецкой, играл в одно время с Раневской. В последние годы участвовал в постановках Юрского и Кончаловского. С уходом Ленькова семь спектаклей в афише остались без исполнителя.

Актер говорил, что театр его держит на длинном поводке: успевал и преподавать во ВГИКе, и активно сниматься в кино. Природная доброта, мягкость и какая-то нездешность Ленькова, конечно, были востребованы кинематографом для детей: «Приключения Петрова и Васечкина», «Соло для слона с оркестром», «По секрету всему свету», «Отроки во Вселенной», «Тайна Снежной королевы»... Деликатные холостяки из «Зимней вишни» и «Маленькой Веры» запали в душу взрослым зрителям. 

Александру Сергеевичу было интересно многое. В его актерской биографии — и чеховский Дорн, и Баба-Яга. «Я чувствую себя очень молодым и увлеченным жизнью человеком. Может, это какое-то отклонение?..» Он успешно работал на телевидении (получил премию ТЭФИ за передачи «Тушите свет» и «Красная стрела»), озвучивал анимационные фильмы. Голос актера можно услышать и в постсоветских мультфильмах («Чип и Дейл спешат на помощь», «Чудеса на виражах», «Новые приключения Винни-Пуха», «Черепашки-ниндзя», «Шрек»), и в программе «Спокойной ночи, малыши!», известной всем без исключения.

«Мне нравятся грустные клоуны, например, Чаплин, Полунин, Раневская — ведь ее кто-то тоже называл клоунессой, — признавался Леньков. — Не люблю эстраду, на ней сегодня царствуют не грустные клоуны, а какие-то злые...» Сам он злым никогда не был — ни на экране, ни на сцене, ни в жизни.