Рыжая жемчужина

Денис БОЧАРОВ

19.01.2013

«Уж лучше я вообще не буду петь, чем стану петь тихо», — любила повторять Дженис Джоплин. Свою короткую жизнь она прожила в полном соответствии с этим кредо — ярко, надрывно, громогласно. 19 января белой королеве блюза исполнилось бы 70 лет.

Когда говорят о величайшей рок-вокалистке всех времен, двух мнений, как правило, не существует — меломаны и критики почти единодушно указывают на эту уроженку техасского города Порт-Артур. Она успела записать только четыре студийные пластинки (одна из которых была выпущена уже после ее смерти), но их хватило для того, чтобы впоследствии в мире рок-н-ролла рядом с этой женщиной никого нельзя было поставить. И это при том, что женского в ее манере пения было очень немного. Несмотря на то, что диапазон голоса Джоплин составлял более трех октав, пением в классическом смысле ее вокальную манеру назвать сложно — это был своеобразный крик души.

Будучи по жизни одиночкой и человеком, привыкшим с рождения говорить то, что думает, Дженис никогда не была окружена подружками. Круг ее общения составляли преимущественно мужчины, считавшие Джоплин «своим в доску парнем». А взрывной темперамент, подчеркнутое свободомыслие и открытость новым опытам привели к тому, что уже к двадцати годам она успела попасть в мотоциклетную аварию, ввязаться в уличную драку, побывать в тюрьме за мелкую кражу, а также фатально привязаться к алкоголю и наркотикам.

Певицей Дженис стала случайно. Во второй половине 60-х западное побережье Соединенных Штатов купалось в лучах хиппизма. И там возникло несколько успешных музыкальных коллективов. Один из них — группа из Сан-Франциско Big Brother & The Holding Company. Ее менеджером был человек по имени Чет Хелмс, некогда тусовавшийся с Джоплин. Ему пришла в голову мысль, что эта неординарная рыжая бестия сможет украсить симпатичный коллектив, которому не хватало какой-то изюминки. Благодаря участию Дженис, Big Brother & The Holding Company, с его грамотным синтезом поп-психоделии и блюза, стал одним из ярчайших музыкальных явлений в США середины и второй половины 60-х годов.

В 1967 году Джоплин и К° приняли участие в ставшем впоследствии знаменитым поп-фестивале в Монтерее, первом в истории крупном музыкальном форуме подобного рода. Вскоре после этого был выпущен и дебютный одноименный альбом группы, принятый весьма тепло, однако постоянные гастроли, нервное перенапряжение, наркотики и межличностные трения сказывались на состоянии коллектива не лучшим образом. Но главное — становилось все более очевидным, что если и есть в рядах «Большого брата» подлинная «жемчужина» (кстати, Pearl — негласное прозвище певицы, а также название ее последнего, посмертного альбома), фигура, способная добиться успеха как сольный исполнитель, то это, несомненно, Дженис Джоплин.

Мирно расставшись с коллективом музыкантов, она этого успеха добивается. Синглы и лонгплеи, выпущенные под ее именем, расхватываются публикой, концертные залы и оупен-эйры, в которых участвует «Жемчужина», неизменно переполнены.

Однако к этому моменту артистка уже не представляет себе жизни без героина и крепкого алкоголя, и 4 октября 1970 года в Лос-Анджелесе наступает трагическая развязка. Скончавшись в 27 лет, Дженис Джоплин приняла печальную эстафету у Джими Хендрикса, отправившегося в мир иной месяцем ранее в этом же возрасте, и передала ее Джиму Моррисону, чья очередь наступит летом 1971-го...