Шарль Азнавур: «Я никогда не выйду из моды»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

02.10.2018

На 95-м году жизни ушел из жизни великий шансонье и актер Шарль Азнавур. Автор около 1200 песен, Шарль выступил почти в ста странах и выпустил сто миллионов дисков. Журнал «Тайм» назвал его лучшим эстрадным артистом минувшего столетия.

Сегодня шансонье оплакивает вся Франция. Президент Эмманюэль Макрон заявил, что «песни Азнавура сопровождали три поколения французов и в радости, и в печали». «Шарль навсегда останется гигантом, легендой французской песни для всего мира», — ​утверждает Мирей Матье. «Мы привыкли считать его бессмертным, — ​скорбит газета «Фигаро». — ​Собственно, он им стал еще при жизни».

Шансонье называл себя прежде всего поэтом, который сочиняет музыку для собственных стихов. Считал себя, как и всякого певца, не более чем посредником, призванным донести поэзию до публики. Его композиции написаны как маленькие пьески, которые разыгрываются на сцене. «Шарль сделал отчаяние популярным жанром», — ​говорил Жан Кокто. Один из критиков окрестил Шарля «романтическим реалистом». До последнего дня Азнавур не переставал работать — ​сочинял цикл песен, посвященных знаменитой артистке Барбаре, в ноябре собирался отправиться в очередное мировое турне.

Шарль Азнавур (Шахнур Вахинак Азнавурян) появился на свет в Париже в семье армянских эмигрантов. Его дед служил поваром у последнего российского императора, а позже, уже в Париже, отец открыл русский ресторан «Кавказский». Маленький Шарль впервые вышел на сцену в трехлетнем возрасте — ​читал публике армянские стихи, которым его научила мать. Позже подрабатывал уличным музыкантом — ​играл на скрипке. В девять лет занялся танцем и дебютировал в драматическом спектакле. По легенде, однажды глава семьи обратился к богатому другу с просьбой помочь Шарлю начать обучение в театральной школе. Меценат отказал: «Ты сошел с ума! Какой театр! Армяне созданы для коммерции. Если твой Шарль хочет торговать, я ему помогу. А если валять дурака, не дам ни франка».

В итоге судьбоносной оказалась встреча с Эдит Пиаф. Азнавур был ее шофером, секретарем, осветителем, потом аккомпаниатором и даже сочинителем песен. Их связывала, по словам шансонье, «влюбленная дружба».

В своих мемуарах певец вспоминал, что именно Эдит настояла на том, чтобы он изменил форму носа, она же оплатила пластическую операцию. «Это поменяло мою жизнь, — ​отмечает Азнавур. — ​Мне стало легче поднимать голову и смотреть в зал». Но главное, она научила своего протеже выступать. Правда, на первых порах маленький рост, неказистая внешность и даже необычный голос Азнавура раздражали публику и критику. «Меня освистывали, в меня швыряли мелкие монеты и пивные бутылки, но я выстоял и остался. Главное — ​научился выживать», — ​вспоминал шансонье.

Артист терпеливо ждал настоящего успеха, который пришел относительно поздно, — ​в 36 лет. «Я не был модным певцом и потому никогда не выйду из моды, — ​повторял он. — ​Может быть, именно в этом заключается секрет моей популярности на протяжении семи десятилетий».

Шарль был блистательным актером. Дебютировав в двенадцать лет в «Войне мальчишек», он сыграл в восьмидесяти фильмах и телефильмах. Его приглашали известные режиссеры: Рене Клер, Пьер Гранье-Дефер, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Фолькер Шлёндорф, Клод Лелуш и Атом Эгоян, у которого Азнавур сыграл в ленте «Арарат», повествующей об армянском геноциде. Однако съемки всегда оставались для него развлечением, признавался шансонье корреспонденту «Культуры».

— Если бы я захотел заняться кино всерьез, мне бы пришлось бросить сцену, а этого я никогда не хотел. В песне я все делал сам. В картинах вынужден играть чужую роль, подчиняться постановщику. Возможно, я неплохой актер, но как певец гораздо лучше, — ​подчеркивал он.

В нашу страну Азнавур, по его собственным словам, ездил как к себе домой. Шарль любил Россию и даже назвал трех своих детей русскими именами — ​Катя, Миша и Николай. Ценил нашу литературу и искусство, Айвазовского считал лучшим в мире маринистом. В прошлом году выступал в Государственном Кремлевском дворце. Зал устроил ему овацию.

— Артист не имеет права стариться, — ​объяснял Азнавур. — ​Немало великих творцов создавали шедевры в преклонном возрасте. Вспомним хотя бы Пикассо и Шагала. Но если вы меня спросите о планах, я вам отвечу: «Не знаю». Редко думаю о будущем, живу сегодняшним днем. Тем не менее я давно придумал себе эпитафию: «Здесь лежит самый старый человек на кладбище». Сделаю все для того, чтобы так оно и случилось.

Легендарный французский певец всю жизнь оставался верным сыном Армении, у него всегда болела душа за историческую родину. После страшного землетрясения в Спитаке в 1988 году, унесшего десятки тысяч жизней, он вместе с 90 певцами и актерами записал диск «Для тебя, Армения!». Ереван в долгу не остался и назначил Азнавура сначала послом в Швейцарии, а потом и в штаб-квартире ООН.

Прощание с публикой шансонье начал в 80 лет, но так и не смог расстаться со сценой. Лишенный ложной скромности, несколько лет назад певец подвел итоги своего творчества в диске с пророческим названием «Азнавур навсегда».


Фото на анонсе: Baril Pascal/Abaca Press/TASS