Живанши — ​маркиз ангелов

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

15.03.2018

В возрасте 91 года в своем загородном дворце ушел из жизни легендарный французский кутюрье Юбер де Живанши.

На протяжении нескольких десятилетий он определял лицо высокой моды. «Как никто другой, Живанши олицетворял элегантность, рафинированность, делал женщину красивой, привлекательной и желанной», — ​пишут его биографы. Сам же модельер называл себя «вечным ремесленником» и каждый день приходил в мастерскую в семь часов утра.

Живанши появился на свет в протестантской аристократической семье в небольшом городке Бове, неподалеку от Парижа. Отец, маркиз, умер, когда мальчику было всего два года. Мать с детства готовила сына к карьере нотариуса. Однако в 17 лет Юбер отправился покорять Париж, где брал первые уроки в Школе изящных искусств. А в 25 лет основал собственный дом моды, став на тот момент самым молодым кутюрье в мире haute couture. Своим ментором считал знаменитого испанского дизайнера Кристобаля Баленсиагу, которого называл «гением красоты в ее первозданном виде». Стремительный успех Живанши связан и с тем, что его музой на протяжении четырех десятилетий оставалась британская актриса Одри Хепбёрн. Она снималась в его платьях в семи фильмах — ​от «Сабрины», увенчанной Оскаром за костюмы, до культового «Завтрака у Тиффани». Маленькое черное платье из этой ленты вошло в историю как одно из самых красивых творений мира моды. Несколько лет назад оно ушло на аукционе почти за миллион долларов.

— Работа с этим ангелом красоты с глазами лани доставляла мне неописуемое блаженство. Одри вдохнула жизнь в мои одежды, — ​говорил Живанши, буквально боготворивший кинозвезду. — ​Никто другой не мог носить их так, как она.

— Только в его одеждах я чувствую себя собой, — ​отвечала актриса. — ​Он больше чем модельер. Юбер создает из женщины личность. Я беспредельно ему предана.

Одри стала лицом и его первых духов L’Interdit, которые по-прежнему популярны благодаря магии ее имени. Три года спустя после смерти актрисы в 1993 году безутешный Живанши посвятил ей коллекцию из двадцати вечерних платьев. В 2014 году модельер издал книгу «Одри — ​с любовью», повествующую об их дружбе. Кутюрье не только одевал знаменитых женщин, но и был их конфидентом. Мисс Хепбёрн, говорят, немного ревновала Юбера к другим «ангелам» — ​Марлен Дитрих, Грете Гарбо, Ингрид Бергман, Грейс Келли, Элизабет Тейлор, Брижит Бардо, Жанне Моро, Жаклин Кеннеди (именно в платье от Живанши она была на похоронах мужа, президента США Джона Кеннеди).

Живанши одним из первых начал создавать вещи прет-а-порте. Занимался промышленным дизайном, в том числе и автомобильным, оформлял гостиничные интерьеры. Поклонник балета, он участвовал в создании новой версии «Жизели», которую в 1997 году на сцене Большого театра поставил Владимир Васильев.

Друзья отмечают бесконечную отзывчивость Юбера, совестливость, умение сострадать, готовность помогать неимущим. Незадолго до своей кончины мэтр говорил, что Франция должна протянуть руку помощи мигрантам, которые оказались на ее земле.

Блистательный Живанши, отмечают его биографы, не нашел себя в наступившей эпохе «промышленных бульдозеров». Уходила целая эра. Новая — ​стремилась к эпатажу. Изысканные силуэты маркиза де Живанши были признаны «устаревшими». Империя дала трещину. Двадцать лет назад ему пришлось продать свой дом моды транснациональному гиганту LVMH, куда входят самые известные производители предметов роскоши.

Мэтр оставался артистическим директором «Живанши» до 1997 года. Затем на смену ему пришли лихие авангардисты — ​Джон Гальяно и Александр Маккуин. Юбер де Живанши окончательно отошел от дел и занялся живописью.