Путь к Вере

Алексей КОЛЕНСКИЙ

17.08.2017

В среду на 62-м году жизни скончалась народная артистка России Вера Глаголева. 

Она шагнула в кино практически со школьной скамьи. Вчерашняя десятиклассница, мастер спорта по стрельбе из лука привлекла внимание выдающегося кинооператора Владимира Климова, работавшего над картиной «На край света...». 

Еще в середине шестидесятых Михаил Калатозов пытался экранизировать жесткую пьесу Виктора Розова «В дороге» — о москвиче, сбежавшем из дома, чтобы начать жизнь за Уралом, и провинциальной девушке, рванувшей за ним следом. Проект мэтра положили под сукно, но спустя десять лет история юных романтиков, расстающихся с малой родиной и доверяющих судьбу неласковой большой, попала в руки начинающему режиссеру Родиону Нахапетову. Судьба картины оказалась столь же непростой, как и путь героев, — начальство заставляло трижды перемонтировать фильм. Смущали не столько перипетии сюжета, сколько реактивные отношения дуэта Вадима Михеенко и Веры Глаголевой. Артистка «купила» постановщика естественной спонтанностью и стремительностью психологических реакций, врожденным талантом, непредсказуемостью рисунка игры поверх сюжетной схемы, сочетанием чувственности и одухотворенности. Фильм вышел, Нахапетов обрел супругу и музу, а советский кинематограф — актрису нового времени: барышню подросткового типа, подругу-соперницу. Любопытно, что Глаголевой ни разу не доверили сыграть роль второго плана, ее бунтарский типаж был на вес золота. Спустя три года 21-летняя Вера покорила Эфроса, снявшись в его картине «В четверг и больше никогда». Послушавшись Нахапетова, актриса отвергла предложение Анатолия Васильевича поступить в труппу Театра на Малой Бронной, за что корила себя многие годы. Кто знает, чего лишилась Глаголева? 

Кумиром поколения Вера стала, исполнив роль эмансипированной фотожурналистки, не мечтавшей «Выйти замуж за капитана», но сдавшейся «бравому пограничнику» Виктора Проскурина. Режиссер Виталий Мельников раскрыл вместе с Глаголевой образ умной, практичной, самостоятельной женщины, которая тем не менее нуждается в крепком плече. За долгие годы актрисе довелось переиграть спутниц лучших мужчин советского кино. Достаточно вспомнить «Не стреляйте в белых лебедей», «Звездопад», «Торпедоносцы», «Сошедшие с небес». Глаголева брала энергетикой там, где не хватало психологического возраста. 

В 1989-м Нахапетов переехал в США, а Вера попробовала силы в режиссуре. И это был ее настоящий творческий путь — считанные картины чуткой, женственной, дерзкой Глаголевой предлагали публике диалог о чистой, идеальной любви в экстремальных обстоятельствах.

Она отразила крах надежд советской богемы в дебютном «Сломанном свете». Затем попыталась нащупать нерв современных отношений в криминальной драме «Заказ» и исполненной страсти картине «Чертово колесо». В этих лентах режиссер Глаголева словно бы пробовала руку, искала точку опоры, чтобы рассказать о главном — всепоглощающем и не находящем взаимности чувстве. Потом появился особенно дорогой ей фильм «Одна война», который повествует о пяти матерях, выселенных на ладожский остров за связь с немецкими оккупантами. Но вершиной стала мелодрама «Две женщины», снятая по мотивам тургеневского «Месяца в деревне». Глаголевой даже удалось привлечь на роль Ракитина британскую звезду Рэйфа Файнса. Найдя общий язык с пьесой Ивана Сергеевича, сильная и талантливая Вера как никогда близко подошла к разгадке магии любви. Режиссер планировала новую картину, но, к сожалению, не хватило времени.


Фото на анонсе: Артем Геодакян/ТАСС