Пусть всегда буду я

Наталья АНДРОСЕНКО

13.07.2017

12 июля на 87-м году жизни скончалась Тамара Миансарова. Это имя, к сожалению, мало что скажет молодому поколению, хотя ее песни, конечно, слышал каждый, кто хоть раз включал телевизор или радио. 

Это она в 1962-м на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки была удостоена премии и золотой медали за веселую песенку «Ай-люли». А через год первой из советских исполнителей стала лауреатом международного фестиваля в польском Сопоте с одним из главных хитов нашего общего советского детства «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). После этого триумфа 32-летняя Миансарова, что называется, проснулась знаменитой.

В 1965-м Тамара Григорьевна спела «Черного кота», считающегося первым отечественным твистом. Эту композицию потом будут исполнять многие, в том числе группа «Браво». Были в репертуаре певицы и задорная песня про гриб «Рыжик», и японская народная «Золотой ключик», и знаменитая «Летка-енка».

60-е оказались благосклонны к Миансаровой. Конкурсы эстрадной песни социалистических стран из шести туров по СССР, ГДР, Чехословакии, Польше, Болгарии и Венгрии, где она завоевала сразу четыре первые премии; фильм-концерт на польском телевидении; новогодние «Голубые огоньки»; специально созданная для нее группа «Три плюс два» — и гастроли, гастроли, гастроли... Ей подражали, делали прически «под Миансарову», каждое выступление собирало полные залы. 

А в 1970 году она словно бы исчезла, впала в немилость. Выступления пропали с телеэкранов и радиостанций. От «Солнечного круга», разучиваемого в каждом без исключения советском детском саду, остались только музыка и слова. Пришлось уйти из «Москонцерта» и уехать из столицы. Место нашлось в Донецке — в городской филармонии она проработает долгих 12 лет. В 1980-е польский журнал «Панорама» назвал четверку самых популярных исполнителей за последние 25 лет: Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур и она, Тамара Миансарова.

Певица вернулась в Москву и до 1996-го преподавала в ГИТИСе. Последние годы жизни прошли тяжело — перелом шейки бедра, инфаркт, маленькая пенсия, скандалы в прессе между четвертым мужем и старшим сыном, невозможность по состоянию здоровья отметить юбилей.

А на фотографиях — молодая женщина с высокой прической «бабеттой», характерно подведенными глазами, в открытом блестящем платье с широкой юбкой до колен: икона 60-х. Тамара Миансарова навсегда осталась где-то в тех залитых солнцем годах, о которых так любят снимать ретрокино, эпохе полета в космос, больших свершений и надежд. Она, с иронией спевшая «Я не красавица» («...но многим нравится, / Что всех беспечней я и веселей. / И парня скоро я найду веселого, / А ты женись на бабушке моей»), так и не смогла посерьезнеть, когда того потребовала эпоха, ее репертуар оказался для 70–80-х слишком легким, а голос звучал уже без упоминания имени. 

«Пусть всегда буду я» — все пройдет, а эти строки, спетые Миансаровой, останутся. Памятью о стране, в которой мальчишки рисовали «солнечный круг, небо вокруг».