Степан Исаакян: «Дрессировщик обязан быть дипломатом»

Марина ИВАНОВА

21.03.2017

В Москве на 98-м году жизни скончался знаменитый дрессировщик, народный артист Армянской ССР Степан Исаакян-Серебряков.

«Человек должен любить детей, животных и цирк», — сформулировал когда-то Исаакян. И всегда следовал этому принципу.

Цирком он «заболел» еще в детстве. Но осуществиться мечте помешала Великая Отечественная. На фронте будущий дрессировщик был тяжело ранен, защищая Крым. В госпитале поклялся: останется жив — посвятит себя манежу.

Так оно и случилось. Вот только не сразу. «После войны нужно было серьезно задуматься о хлебе насущном, — вспоминал он в книге «Арена и жизнь». — Один из друзей предложил заняться шитьем босоножек. Вооружившись трафаретами, красками, я, не стесняясь, слизывал чужой рисунок, состоящий из разноцветных линий, раскрашивал полотняный верх — и выглядело это, как чудо модельной обуви…» Очевидно, в подобном деле ему помогло давнее увлечение рисованием. Кстати, хобби осталось на всю жизнь: Исаакян занимался графикой и ваянием, даже освоил технику художественной чеканки. Активно выставлялся. Некоторые его работы ценители принимали за старинные образцы и неустанно восхищались искусством древних мастеров…

Но слава пришла к нему благодаря манежу. Впрочем, прежде Исаакян успел потрудиться на аттракционе — он, получивший на войне тринадцать ранений, разъезжал по отвесной стене на мотоцикле со скоростью 60 километров в час. С этим представлением и гастролировал. Пока в «Союзгосцирке» не предложили поработать с братьями нашими меньшими. И вот, в 1958 году Степан Исаакович создает в Ереване номер «Смешанная группа экзотических животных», в котором участвуют шимпанзе, антилопа, удав, аисты, попугаи, журавли, павлины и бегемоты. К слову, именно тогда гиппопотамы, считавшиеся «нецирковыми», впервые были выведены на советский манеж. Исаакян не только показал артистичность неуклюжего млекопитающего, но и сделал из него любимца публики. Особой симпатией у зрителей пользовался 300-килограммовый питомец по имени Манук, то есть «малыш». С ним дрессировщик объездил весь Союз, представлял советский цирк за рубежом. Хотя однажды ему сильно досталось от подопечного: раздраженный после длительного переезда гиппопотам отказался выступать и напал на «воспитателя». Тот в итоге еле выжил, пролежал в больнице много месяцев. «Все думали, что я сдам его. Нет. Помирились!» — рассказывал он потом.

«Дрессировщик обязан быть большим дипломатом, — раскрывал секреты профессии Исаакян. — С одной стороны, должен учитывать черты характера своего питомца, знать его слабые и сильные стороны, относиться к нему дружелюбно, а с другой — уметь подчинять своей воле, добиваясь беспрекословного выполнения всех команд. Но без насилия и грубости».

Степан Исаакович покинул арену в 1994-м, отдав ей около сорока лет. В последние годы признавался: «В цирк почти не хожу: мне до сих пор тяжело, что я уже вне манежа…» Но неизменно добавлял: «Всю жизнь занимался любимым делом, и это приносило мне счастье».


Фото на анонсе: Мартин Шахбазян/Фотохроника ТАСС